70 лет после смерти автора

Кому принадлежит авторское право, если автор умер

70 лет после смерти автора

Сейчас, во времена большого потока информации, все чаще встает вопрос авторского права после смерти автора.

 Что происходит в этом случае с переизданием книг, размещением музыки в публичном пространстве, литературными произведениями, репродукциями картин, фотографиями? Что является предметом авторского права и кому принадлежат права? Какое наказание предусмотрено, если взять произведение автора без согласия правообладателя?

Авторское право: вопросы закона

Исключительное право дает возможность автору контролировать применение его интеллектуальной собственности, — итог творческого труда. Срок действия: в течение всей жизни и 70 лет после смерти автора. Отсчет начинается с 1 января, следующего за годом смерти.

Личные неимущественные права автора состоят из:

  • права на имя (право использовать подлинное имя, псевдоним или публиковать анонимно);
  • права авторства (признаваться автором произведения);
  • права на неприкосновенность произведения (право на защиту и охрану произведения и его названия от внесения изменений, сокращений, дополнений, искажений);
  • права на обнародование произведений.

В законе закреплена бессрочность охраны авторства, имени и репутации автора и неприкосновенности произведения.

Автор и правообладатель — субъекты авторского права. Изначально автор всегда является правообладателем. Однако при жизни он может передать исключительное право на произведение, и правообладателем может стать другое лицо. После его смерти обладателями исключительных прав становятся наследники автора (правообладателя) или издательство, или музей (в случае с репродукциями картин).

Для того чтобы больше узнать про авторское право, скачайте и посмотрите бесплатный вебинар «8 шагов по защите авторского права».

Скачать вебинар «8 шагов по защите авторского права»

Ввиду того что в 1995 году Россия присоединилась к Бернской конвенции, все советские и российские произведения получили за пределами России защиту авторских прав.

Авторские права на литературные произведения и переиздание книг

Как уже было сказано, правообладателем при жизни является сам автор. После его смерти эту прерогативу получают наследники. Только с их разрешения можно переиздавать литературные произведения, использовать фрагменты кинофильмов, фотографии и другие объекты авторского права, которые определены в перечне.

Всем известный роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубликован после смерти писателя. Наследницей стала его вдова Е. С. Булгакова, а затем — ее потомки. Роман впервые полностью опубликовали в 1967 году, поэтому он является объектом авторского права и охраняется законом до 2038 года.

Как известно, Е. С. Булгакова дорабатывала рукопись романа более 20 лет после смерти М. Булгакова. Если будет признано соавторство, то срок авторского права продлится еще на три года, так как Е. С. Булгакова скончалась в 1970 году.

В 1994 году режиссер Юрий Кара экранизировал роман «Мастер и Маргарита». Но из-за разногласий о правах на съемки и последующий показ между продюсерами и наследниками зрители увидели фильм только спустя 16 лет, в 2011 году.

А если нет наследников?

Что происходит с объектами авторских прав после смерти автора, если и наследники ушли из жизни?

В таком случае по прошествии семидесяти лет после смерти автора его произведения переходят в общественное достояние.

Это означает, что результат творчества можно использовать без чьего-либо согласия и без выплаты авторского гонорара. При этом права автора на имя и авторство сохраняются, так же как и неприкосновенность самого произведения.

Так, например, все работы поэтессы Марины Цветаевой с 1 января 2016 года перешли в общественное достояние.

А как быть с репродукциями картин, авторы которых уже давно умерли?

Здесь не все так однозначно, потому что существует

https://www.youtube.com/watch?v=H-K9psLFovU

Согласно статье 36 названного закона, права на публикации музейных экспонатов и коллекций закреплены за музеем, в котором они находятся. Кроме того, изготовление любой продукции с изображениями музейных предметов можно осуществлять только с разрешения самого музея.

Так, например, Государственный музей Эрмитаж в 2011 году подал в суд на дизайнера-модельера Ию Викторовну Йоц. Руководитель модного дома «Ия Йоц» использовала картину «Дама в голубом» Томаса Гейнсборо в своем магазине и на модном показе коллекции в качестве фона для подиума.

Состоялось несколько судебных заседаний: факт нарушения прав Эрмитажа на картину был установлен. Модельеру запретили использовать картину и обязали выплатить судебные издержки.

Еще пример: всем известная картина И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» успешно воспроизводится на конфетной обертке с разрешения Третьяковской галереи.

Воспроизведение и использование отрывков из кинофильмов

В последнее время в сети все чаще встречаются статьи, где в качестве иллюстраций используют кадры из кинофильмов. Насколько это легитимно?

Картинка (скриншот) киноленты — часть творческого труда, и на нее распространяются исключительные права правообладателя кинофильма.

Однако статья 1274 ГК РФ разрешает свободно использовать произведение в информационных, научных, учебных или культурных целях без согласия автора и правообладателя, но с обязательным указанием имени автора.

Если в статье или на сайте используется часть кинофильма или его кадр, то необходимо указать следующее:

— автора или правообладателя;

— источник заимствования;

— материалы преследуют учебные цели;

— форму для направления возможных претензий.

Приняв такие меры предосторожности, вы сможете избежать жалоб правообладателей.

Незнание закона не освобождает от ответственности

Любое произведение — продукт творческого и интеллектуального труда автора, который охраняется законом. Нужно помнить, что и после смерти автора исключительные права на произведения находятся под защитой.

Использовать их в своих целях можно с разрешения наследников или правообладателей. Если не уверены, что такие есть, лучше перепроверить во избежание возможных претензий, ведь размер компенсаций может быть очень внушительным.

Анна Сватенко, Lawinweb.ru

Источник: https://lawinweb.ru/komu-prinadlezhit-avtorskoe-pravo-esli-avtor-umer/

70 лет ещё не срок :: Частный Корреспондент

70 лет после смерти автора

10 марта исполнилось 70 лет со дня смерти Михаила Булгакова. Но это не означает, что его произведения автоматически стали общественным достоянием. Руководитель отдела авторского права юридической компании «Усков и Партнёры» Михаил Родионов рассказал «Часкору» о нюансах авторского права и поделился мнением по поводу национализации советского кино.

— После 10 марта начались активные разговоры о том, что произведения Михаила Булгакова переходят в общественное достояние.

Так ли это?
— Истечение срока правовой охраны и переход произведения в общественное достояние нужно исчислять не просто исходя из биографических данных, а исходя из обстоятельств истории создания и обнародования каждого произведения.

В достаточно большом количестве случаев действующий закон — часть 4 ГК РФ — предусматривает пролонгированный срок охраны авторства.

Булгаков умер в 1940 году. Раньше у нас действовал закон о 50-летнем сроке охраны авторства. И существует переходное положение, если ранее установленный 50-летний срок истёк к 1 января 1993 года, то 70-летний срок не применяется. Исходя из этого положения, общий срок охраны авторского права Булгакова истёк почти 20 лет назад.

Авторы нового законопроекта «Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера» на деле хотят не ограничить оборот соответствующей продукции, а, напротив, легализовать, централизовать и защитить его от свободного копирования. Такая активизация законотворческой деятельности говорит о том, что депутаты, похоже, всерьёз намерены раскрыть тему порнографии с эротикой, и декабрьский законопроект имеет все шансы быть принятым в разумные сроки.

Однако, например, роман «Мастер и Маргарита» был опубликован в 1966—1967 годах. В отношении этого произведения действует положение статьи 1281 пункт 3 ГК РФ, в соответствии с которой при обнародовании произведения после смерти автора срок правовой охраны исчисляется с 1 января года, следующего за годом опубликования произведения.

Нужно энциклопедически точно устанавливать, когда было опубликовано каждое произведение, и отсюда исчислять срок охраны авторских прав. Всё, что было опубликовано при жизни Булгакова, например «Дни Турбиных», уже давно общественное достояние. То, что было опубликовано после смерти — в зависимости от даты публикации.

Кроме того, сроки действия авторского права исчисляются не с календарной даты смерти или публикации, а с 1 января года следующего за годом смерти автора или обнародования произведения.

— Какие ещё особенности существуют?
— Например, соавторство. Исчисления срока действия авторского права в этом случае осуществляется исходя из даты кончины пережившего соавтора, то есть того из соавторов, кто прожил дольше всех. Один из знаменитых случаев соавторства — Ильф и Петров.

Ильф умер в 1937 году, а Петров погиб в 1942 году. У тех авторов, кто воевал и работал в годы войны, срок авторского права продлевается на четыре года.

Таким образом, действие авторского права на «Двенадцать стульев» не истекло по состоянию на 1 января 1993 года и будет охраняться как минимум до 2017 года.

Авторское право репрессированных авторов охраняется, начиная с года реабилитации.

70-летний срок — только самое общее правило охраны авторского права. Но в значительном числе случаев срок действия авторского права на практике может быть пролонгирован.

По конституции нет ценности выше, чем права и свободы человека и гражданина. И мы всегда должны исходить из презумпции действия авторских прав. Если мы говорим об авторе, который является нашим ближайшим современником, то, скорее всего, авторское право действует.

Хорошо, что у книг есть выходные данные. А ведь есть ещё колоссальное количество мультфильмов. Есть дореволюционные фильмы, созданные в Российской империи, но их авторы умерли в эмиграции в 60—70 годы.

По отношению к ним советские декреты и первые законодательные акты в области авторского права не действуют.

Вот и получается, что фильм вроде немой, старый и все о нём забыли, а он вполне себе охраняемый объект авторского права.

— Кстати, о кино. Вы наверняка слышали об инициативе перевода произведений, созданных в советский период при поддержке государства, в общественное достояние по аналогии с американским Copyright Royalty Board.

Как вы к этому относитесь?
— Здесь к вопросу нужно подходить, по возможности не отдаваясь во власть эмоций. Существует действующее постановление правительства РФ № 524, подписанное премьером Сергеем Кириенко ещё в 1998 году.

Им установлены минимальные ставки отчислений кинематографистам при использовании фильмов, созданных до 1992 года, то есть на советских киностудиях. Права на аудиовизуальные произведения, созданные в советские годы, осуществляются правопреемниками этих студий.

Был «Мосфильм» — стал киноконцерн «Мосфильм», был «Ленфильм» — стало акционерное общество «Ленфильм» и так далее.

Когда студия-правообладатель продаёт созданный до 1992 года фильм телеканалам или выпускает его на диске, она должна выплачивать соответствующие отчисления авторам — режиссёру, сценаристу, оператору, художнику.

С другой стороны, судьба прав на многие фильмы не ясна.

Они неоднократно продавались и перепродавались, в результате чего непонятно, кто и от каких доходов должен начислять советским кинематографистам причитающиеся им по постановлению 1998 года отчисления.

Я знаю, что Киностудия им. Горького имела практику выплаты отчислений авторам советских лент.

Поэтому, когда мы упоминаем Татьяну Лиознову и её «Семнадцать мгновений весны», который не сходит с экранов телевидения, то можно с уверенностью говорить о том, что она как режиссёр-постановщик имеет право на авторские отчисления из доходов от использования этого фильма. Возможно, это копеечные отчисления. Но

Американская Федеральная торговая комиссия не только требует, чтобы блогеры уведомляли своих читателей о том, что они получили деньги за тот или иной рекламный пост, но и предлагает ввести штраф за скрытую рекламу: 11 тыс. долларов.

Учитывая тот факт, что зачастую блогерам (в особенности тем, кто не состоит в списке наиболее популярных авторов) платят не наличкой, а самим товаром (к примеру, за положительный пост о ноутбуке дарят сам лэптоп), штраф выглядит более чем внушительно.

Что интересно, о сотрудничестве с теми или иными брендами обяжут рассказывать в том числе и знаменитостей, которые дефилируют на публике в одежде одних и тех же марок.

если речь идёт о постоянно транслируемых фильмах и если постановление правительства

1998 года правообладателями исполняется, то речь может идти о значительной прибавке к пенсиям ветеранов нашего кино. Хотя пенсии многих старых мастеров зачастую не соответствуют их вкладу в искусство.

Никита Сергеевич Михалков, как и остальные авторы, творившие в советский период, должен получать отчисления за свои фильмы. И меня удивляет, что человек, находящийся внутри процесса, председатель Союза кинематографистов, имея возможность привлечь внимание к этому, так мало об этом говорит.

Что же касается национализации. Да, есть мировой прецедент в лице США. Все авторские работы, которые оплачивает правительство США, автоматически становятся общественным достоянием. В этом есть своя справедливость. Государство тратит деньги налогоплательщиков и создаёт не только социальные блага, но и культурный продукт, который должен принадлежать всем.

Есть широко известные результаты работы американского правительства во время Великой депрессии, когда привлекались художники и фотографы, отражавшие жизнь страны в те годы. Были созданы прекрасные фотографии, впоследствии вошедшие в золотой фонд. Они являются собственностью народа.

Но это другая правовая система как таковая. У нас нет такого прецедента, чтобы при живом авторе его произведения переводились в общественное достояние только на том основании, что они делались за государственный счёт. Другой вопрос: справедливо это или нет, но действующее законодательство этого не предусматривает.

Мне лично кажется, что вместо переписывания законов гораздо более действенным было бы надлежащее исполнение существующих.

Если кинематографисты должны по постановлению правительства получать отчисления от использования советских фильмов, то они должны их получать. Но отменять авторское право на советское кино и говорить о том, что это ничьё, общественное, не совсем правильно.

У нас это будет воспринято как анархия. Фильм же создаётся многими людьми. Да, нынешние их версии кто-то реставрировал, чистил звук, оцифровывал.

Нужно обеспечить авторов фильма пусть скромным, но вознаграждением. А это можно сделать, только если фильмы кому-то принадлежат. И если нормативный акт не работает, нужно, чтобы он заработал, пусть и в судебном порядке.

— Тем не менее авторы советского кино оказываются в более незащищённом положении, чем авторы современного кино. Им либо забывают перечислить деньги, либо это сущие копейки, а основной поток денег идёт не причастным людям.
— Я намеренно не касаюсь сейчас позиции конкретных деятелей.

Но считаю, что Никита Сергеевич Михалков как председатель СК должен взяться и поставить вопрос, чтобы при каждом публичном использовании соответствующих произведений авторы советских фильмов не забывались нынешними правообладателями. В постановлении 1998 года указаны конкретные проценты авторских отчислений (см.

приложение).

Когда наступил кризис 1998 года, никто не следил за тем, чтобы авторам выплачивали вознаграждения. Если бы кто-то хотел урегулировать, если бы была инициатива творческого союза, то закон было бы не так просто обойти.

Мы прекрасно понимаем, что авторы год от года не молодеют. Возможно, они и знают, что им причитается, но нет ни сил, ни средств на разбирательства.

Беседовала Юлия Бурмистрова

***

        Приложение к постановлению правительства РФ
          от 29 мая 1998 года № 524

Минимальные ставки вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съёмка) которых осуществлено до 3 августа 1992 года, за использование этих произведений путём передачи в эфир и по кабелю, воспроизведения (тиражирования) на всех видах материальных носителей и распространения (продажи, сдачи в прокат), а также путём их публичного показа

Вид произведенияМинимальная ставка вознаграждения от дохода, полученного правообладателем кинематографического произведения за каждый вид использования (в процентах)
1. Художественный фильм:
автор сценария5,5
режиссёр-постановщик5,5
автор музыкального произведения, специально созданного для этого фильма3,5
главный оператор3,5
художник-постановщик (главный художник)2,5
авторы других произведений, вошедших составной частью в фильм0,5
2. Музыкальный фильм:
автор сценария5,5
режиссёр-постановщик5,5
автор музыкального произведения, специально созданного для этого фильма4,5
главный оператор3,5
художник-постановщик (главный художник)2,5
авторы других произведений, вошедших составной частью в фильм1
3. Мультипликационный фильм:
автор сценария4
режиссёр-постановщик7
автор музыкального произведения, специально созданного для этого фильма1,5
оператор фильма3
художник-постановщик4
авторы других произведений, вошедших составной частью в фильм0,5
4. Документальный или научно-популярный фильм:
автор сценария5,5
режиссёр7
оператор5
автор музыкального произведения, специально созданного для этого фильма1
авторы других произведений, вошедших составной частью в фильм0,5

ОТПРАВИТЬ:      

Источник: http://www.chaskor.ru/article/70_let_eshche_ne_srok_15936

Общественное достояние: что это и как им пользоваться

70 лет после смерти автора

Так уж сложилось, что чаще всего в наших информационных статьях мы пугаем и рассказываем о разных запретах, строгих правилах и последствиях, если им не следовать. Но в этот раз все не так (почти).

Есть на свете огромное количество музыки, картин и книг, с которыми вы можете делать почти что все. И это произведения, которые относятся к категории общественного состояния (public domain). В эту категорию попадают и изобретения, на которые истек срок патента.

Если кратко, то правила перехода в общественное достояние такие:

  • автор жив-здоров и сам сделал свою работу доступной для использования в любых целях (коммерческих, личных и пр.)
  • автор умер и после его смерти прошло уже 70 лет.

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения.

При этом по-прежнему должны соблюдаться неимущественные авторские права: право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора.

То есть вы можете поместить на обложку своей книги «Мону Лизу» Да Винчи, но вот сказать, что вы ее написали — нет.

Есть несколько интересных нюансов, например, авторское право в США определяет любые произведения, опубликованные до 1 января 1923 на территории страны как общественное достояние. Очень удобно. Еще в Соединенных Штатах не попадют под защиту авторским правом репродукции двухмерных объектов искусства (картины, фото и пр.).

Исключением будут случаи, если в репродукцию было внесено творческое изменение. Например, вы можете сделать фотографию «Моны Лизы» Да Винчи, но ваша фотография будет таким же общественным достоянием, как и сама картина.

Но вот если вы сделаете художественную обработку репродукции, добавите ретушь, какие элементы, то тогда ваше творение может считаться самостоятельным произведением.

Если вы сделаете такое фото Венеры Ботичелли, то прав на него вы не получите. А если вы внесете в фото что-то свое, какой-то художественный вклад, то тогда авторское право будет действовать. Как пример: Венера Ботичелли в исполнении Энди Уорхола.

Но тут однозначной устоявшейся позиции нет, поэтому с чужими фотографиями картин надо тоже быть аккуратно.

В странах Евросоюза срок действия авторского права — 70 лет после смерти автора. Раньше почти во всех странах срок составлял 50 лет, но Германию уговорить не удалось, так что все остальные тоже увеличили. И здесь тоже есть интересные примеры.

Во Франции сохранились особые условия для авторов, имеющих прямое указание в свидетельстве о смерти, что они «умерли за Францию». Музыка, написанная таким автором, переходит в общественное достояние через сто лет после публикации.

Если музыкальное произведение было опубликовано во время Первой мировой войны, то срок охраны составит 114 лет и 272 дня, во время Второй мировой войны — 108 лет 120 дней. Но все музыка. Для других произведений искусства срок охраны однозначно не определён.

Среди авторов, которые подпадают под действие этих поправок, — Антуан де Сент-Экзюпери, Гийом Аполлинер и Шарль Пеги.

В России произведение становится достоянием общественности через 70 лет после смерти автора. Если он работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года (то есть становится 74 года с года смерти автора).

Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет. Есть ситуации, когда произведение является общественным достоянием в США, но не является таковым по законам России.

В 2009 году, к примеру, если произведение создано в России (СССР) до 1923 года, а его автор умер после 1949 года.

Помимо неимущественных прав автора (действующих бессрочно), важно помнить о так называемом«музейном праве».

Это принадлежащее музею, за которым закреплены музейные предметы и коллекции, право их первой публикации, а также право разрешать или запрещать производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев. Например, Эрмитаж может запретить использование картины, находящейся в его фондах, в качестве иллюстрации на обложке книги, несмотря на то, что картина находится в общественном достоянии. Поэтому перед использованием произведений, включённых в музейный фонд РФ, необходимо получить разрешение от дирекции соответствующего музея.

Произведения, которые стали общественным достоянием, можно печатать и распространять без приобретения лицензии или другого разрешения.

То есть вы можете заказать себе печать любой книги Пушкина, поместить на обложку вашей книги классическую картину или использовать классическую музыку в своих роликах на .

Пользование общественным достоянием позволяет забыть о страхе быть пойманным на нарушении чьих-то авторских прав.

Полезные ссылки:

  • Проект Gutenberg — 57 000 электронных книг в свободном доступе (на английском) 
  • Красивая галерея с разными произведениями общественного достояния https://publicdomainreview.org/
  • Музыка https://musopen.org/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ad5b9c5830905f5683495a3/obscestvennoe-dostoianie-chto-eto-i-kak-im-polzovatsia-5b5eee8bf8c46b00a932659e

Статья 1281 ГК РФ. Срок действия исключительного права на произведение

70 лет после смерти автора

1. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

2. На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования.

Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи.

3. Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

4. Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

5. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный настоящей статьей, увеличивается на четыре года.

См. все связанные документы >>>

1. Статья 1281 устанавливает срок действия исключительного права на произведение. Как уже отмечалось, в части четвертой ГК определен срок действия именно исключительного права, а не авторского права вообще, как это было предусмотрено ст. 27 Закона об авторском праве.

Продолжительность срока действия авторского права всегда была дискуссионной в юридической литературе. То, что исключительное право должно действовать в течение срока жизни автора, не вызывало сомнений. Вопрос состоял в продолжительности срока действия исключительного права после смерти автора.

При этом во внимание принималось то, что признание творческих заслуг автора следует рассматривать и в смысле материального обеспечения его наследников. С учетом этого обстоятельства, срок действия исключительного права постоянно увеличивается с развитием законодательства об авторском праве.

В конечном счете при определении срока действия исключительного права было принято за основу то, что этот срок должен обеспечить охрану интересов автора и двух первых поколений его наследников. Исходя из этого в ст.

7 Бернской конвенции срок охраны был установлен в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Однако в последующем некоторые европейские страны, а затем и все Европейское сообщество увеличили и этот срок.

Как указывалось в Директиве Совета Европейского сообщества от 29.10.

1993 об унификации срока действия охраны авторского права и некоторых смежных прав, “принимая во внимание, что увеличение средней продолжительности жизни в Сообществе таково, что названная продолжительность становится теперь недостаточной для покрытия двух поколений”, Совет установил срок охраны “в течение всей жизни автора и затем – в течение семидесяти лет после его смерти”.

В 2004 г. в Закон об авторском праве было внесено изменение, увеличивающее срок охраны аналогичным образом.

Сохраняя преемственность данной позиции, в п. 1 ст. 1281 срок действия исключительного права установлен в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. При этом если имело место соавторство, то 70-летний срок отсчитывается с 1 января года, следующего за годом смерти того соавтора, который умер последним.

Такой же порядок предусмотрен ст. 8 упоминавшейся Директивы Совета ЕС 1993 г.

Однако следует учитывать, что постоянное увеличение не может быть бесконечным. Срок, предусмотренный п. 1 ст. 1281, уже создает ситуацию, при которой исключительное право может действовать более 100 и даже доходить до 150 лет.

Авторское право как сфера пересечения интересов правообладателей, пользователей и потребителей всегда должно исходить из баланса интересов указанных лиц.

Поэтому представляется, что дальнейшее увеличение срока действия исключительного права может нарушить данный баланс.

2. В пунктах 2 – 5 комментируемой статьи устанавливаются специальные сроки действия исключительного права исходя из внешних факторов, повлиявших на творческую деятельность автора, и его собственных действий по реализации личных неимущественных прав.

Автор мог выпустить свое произведение анонимно или под псевдонимом или вовсе не обнародовать в течение своей жизни, оставив этот вопрос на усмотрение наследников. В такой ситуации не всегда возможно применение общего срока, установленного в п. 1.

Поэтому исключительное право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Однако в целях защиты интересов автора в п. 2 ст.

1281 предусмотрено, что общий срок действия исключительного права применяется, если автор раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений. В связи с этим возникает вопрос, могут ли наследники раскрыть личность автора после его смерти. В ГК этот вопрос не решен.

Конечно, наследникам стоит исходить из прямо выраженной воли автора. Если он ее никак не выразил, то наследники могут раскрыть личность автора, и в этом случае она не будет далее оставлять сомнений.

В любом случае раскрытие личности автора должно состояться в течение 70-летнего срока, установленного в п. 2 комментируемой статьи.

3. Аналогичный 70-летний срок предусмотрен и для случаев, когда обнародование произведения состоялось после смерти автора. При этом вопрос об обнародовании должны решить наследники в соответствии с волей автора, что прямо предусмотрено в п. 3 ст. 1268 ГК.

Работа автора во время Великой Отечественной войны или участие в ней служат основанием для продления срока действия исключительного права на время ведения этой войны, т.е. на 4 года (п. 5).

4. Наконец, в силу исторических условий развития нашей страны исключительное право на произведение, созданное автором, который был репрессирован и посмертно реабилитирован, также имеет специальные сроки действия.

В данном случае закон не может уже защитить интересы самого автора, но может встать на защиту его наследников. Поэтому в п.

4 специально установлено, что срок действия исключительного права в этом случае считается продленным и 70 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора.

5. В Постановлении Пленумов от 26.03.2009 N 5/29 определен порядок применения ряда норм ГК относительно порядка определения сроков охраны прав. Согласно указанному Постановлению в силу абз. 1 ст.

6 Вводного закона к части четвертой ГК сроки охраны прав, предусмотренные ст. ст.

1281, 1318, 1327 и 1331 ГК, применяются в случаях, когда 50-летний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 г.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 1281 Кодекса исключительное право на произведение действует, по общему правилу, в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Источник: https://RuLaws.ru/gk-rf-chast-4/Razdel-VII/Glava-70/Statya-1281/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.