Акт служебного расследования рб

Содержание

служебного расследования крушений и аварий

Акт служебного расследования рб

3.1. По результатам предварительного расследования крушения или аварии, но не позднее 48 часов с момента происшествия, начальником отделения железной дороги и главным ревизором отделения железной дороги по безопасности движения поездов составляется акт служебного расследования формы РБУ-I, который утверждается начальником железной дороги.

Начальник отделения железной дороги и начальник железной дороги соответственно в пяти- и десятидневный срок после крушения или аварии должны разобрать их обстоятельства и оформить материал служебного расследования.

3.2. В дело с материалом о служебном расследовании крушения или аварии должны быть помещены в указанной последовательности следующие документы:

3.2.1. Опись дела,

адресная телеграмма о допущенном крушении или аварии;

акт служебного расследования формы РБУ-I;

техническое заключение главного ревизора железной дороги по безопасности движения поездов и начальника службы, по вине работников которой произошел случай;

протоколы оперативного совещания по разбору крушения или аварии начальником отделения железной дороги и начальником железной дороги;

приказы начальника линейного предприятия, начальника отделения железной дороги и начальника железной дороги по результатам расследования крушения или аварии, в которых должны быть изложены также меры по недопущению их повторения.

3.2.2. Документы, подтверждающие причину крушения или аварии:

схемы, акты и фотографии согласно п. 2.9 настоящей Инструкции с указанием имеющихся отступлений от норм содержания и повреждений технических средств в результате крушения или аварии;

результаты расшифровки скоростемерной ленты потерпевшего аварию или крушение поезда (с указанием где хранится подлинник скоростемерной ленты);

акты о состоянии и работе технических средств безопасности движения (ДИСК, ПОНАБ, АЛСН, радиосвязь и др.), имеющих отношение к расследоваемому случаю;

натурный лист поезда;

результаты проведенных экспериментов и расчеты (если они производились);

выкопировка из графика движения по участку, на котором допущено крушение или авария, заверенная начальником отдела перевозок отделения железной дороги, и данные о задержке поездов;

выписки из журналов ДУ-2, ТУ-1, ДУ-46 и из журналов диспетчерских распоряжений, техническо-распорядительных актов станций, журналов осмотра технических средств и из книги ревизорских указаний в части, касающейся причин крушения или аварии;

план и профиль пути на месте крушения или аварии, справки о результатах последней проверки пути путеизмерительными и дефектоскопными средствами с приложением лент путеизмерительных вагонов, а также копии записей в книгах ПУ-28 и ПУ-29 о результатах натуральных проверок пути;

метеорологическая справка;

другие документы, касающиеся причины допущенного крушения или аварии.

3.2.3 Характеристики лиц, причастных к крушению или аварии, их объяснения, сведения о режиме труда и отдыха, о результатах последних испытаний в знании ПТЭ, других нормативных актов и должностных инструкций, а также заключение о медицинском освидетельствовании непосредственных виновных, необходимость в котором определяется в каждом конкретном случае.

3.2.4. Документы, характеризующие последствия крушения или аварии:

список пострадавших людей с предварительным диагнозом и указанием их домашнего адреса и места работы;

акты о повреждении вагонов (по форме ВУ-25) и локомотивов;

справка о повреждении грузов;

справка о предварительных данных об убытках от утраты груза и повреждения технических средств, а также о затратах на ликвидацию последствий;

справка о ходе ликвидации последствий с указанием имевших место недостатков в продвижении восстановительных поездов и организации их работы.

Формирование указанного дела осуществляет причастная служба ее подразделения на отделении железной дороги совместно с аппаратом отделения железной дороги по безопасности движения поездов под контролем главного ревизора железной дороги по безопасности движения поездов.

3.3.

Материал служебного расследования крушения или аварии составляется не менее чем в шести экземплярах и не позднее 10-дневного срока с момента крушения или аварии направляется в транспортную прокуратуру, Главное управление по безопасности движения и экологии МПС, соответствующую службу управления дороги, отделение железной дороги и линейное предприятие. Один экземпляр материала хранится в аппарате по безопасности движения поездов железной дороги. Количество дополнительных экземпляров этого материала, необходимых для работы, устанавливается главным ревизором железной дороги по безопасности движения поездов.

3.4. Техническое заключение, предложения, вытекающие из материала расследования крушения или аварии, происшедших по вине работников не железнодорожных организаций и предприятий, управлениями МПС, в подведомственных хозяйствах которых допущены эти случаи, направляются в соответствующие ведомства и организации для принятия с их стороны мер по недопущению подобных нарушений.

3.5. В исключительных случаях, когда материал по крушению или аварии не может быть представлен в установленный срок, начальником железной дороги должно быть получено разрешение начальника Главного управления по безопасности движения и экологии МПС на отсрочку представления материала.

3.6. Главное управление по безопасности движения и экологии МПС после проверки полноты и качества оформления материалов в представленном деле о крушении или аварии регистрирует его и передает в соответствующее управление МПС для использования при разборе крушения или аварии.

3.7.

Заместитель Министра по отрасли хозяйства, в которой произошли крушение или авария, не позднее 15-дневного срока с момента происшествия производит разбор его обстоятельств с участием руководителей причастных управлений, работников Главного управления по безопасности движения и экологии МПС с вызовом при необходимости в Министерство путей сообщения руководителей железной дороги и отделения железной дороги.

3.8. Разбор обстоятельств крушения или аварии, допущенных по вине работников двух или более хозяйств, а также при возникших разногласиях в определении причины происшествия, производит заместитель Министра – начальник Главного управления по безопасности движения и экологии МПС.

Разбор обстоятельств крушения с тяжелыми последствиями при необходимости может производиться на заседании Коллегии МПС.

По результатам разбора разрабатываются меры по предупреждению аналогичных случаев на сети железных дорог.

За выполнением принятых при разборах крушений или аварий решений и разработанных на железной дороге и в управлении МПС мероприятий должен быть установлен надлежащий контроль.

3.9. По истечении двух месяцев после допущенного крушения или аварии начальник железной дороги должен представить в Главное управление по безопасности движения и экологии МПС информацию о выполнении мероприятий, разработанных на железной дороге по результатам расследования крушения или аварии.

Одновременно с этим главный ревизор железной дороги по безопасности движения поездов представляет следующие дополнительные документы:

справки о фактическом выпуске из ремонта подвижного состава с стоимости ремонта за подписью начальника депо (директора завода) и главного ревизора отделения железной дороги по безопасности движения поездов. Если поврежденный подвижной состав первоначально подлежал ремонту, а фактически исключен из инвентаря, об этом должно быть указано в справке с объяснением причин;

справки о материальном ущербе от крушения или аварии в денежном выражении (от порчи и утраты груза и отдельно от повреждения технических средств и сооружений);

справки о расходах восстановительных поездов (на рабочую силу, материалы, питание и т.п.);

списки пострадавших и справки лечебных учреждений с окончательным медицинским диагнозом и предположительным сроком лечения (если при крушении или аварии имелись пострадавшие лица).

3.10. По окончании разбора и проведении необходимых мероприятий, но не позднее трех месяцев после крушения или аварии, соответствующее управление МПС возвращает дело Главному управлению по безопасности движения и экологии МПС, оформленное в установленном порядке для сдачи в архив.

В деле, кроме материалов, полученных от железных дорог, должны содержаться:

протокол разбора в МПС;

заключение соответствующего управления МПС о выполнении мероприятий по предупреждению повторения подобных нарушений безопасности движения.

3.11. Главные ревизоры железных дорог по безопасности движения поездов должны докладывать в Главное управление по безопасности движения и экологии МПС о решениях судебных органов по допущенным крушениям и авариям.

IV. Порядок служебного расследования, оформления результатов и разбора случаев брака в поездной и маневровой работе

4.1. Начальник железной дороги возглавляет служебное расследование на месте столкновений пассажирских поездов с другими поездами или подвижным составом и сходов подвижного состава в пассажирских поездах на перегонах или станциях, классифицируемых особыми случаями брака в работе.

4.2. Заместители начальника железной дороги по подведомственным хозяйствам возглавляют служебное расследование с выездом на место следующих особых случаев брака в работе:

прием поезда на занятый путь;

отправление поезда на занятый перегон:

уход подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон;

проезд запрещающего сигнала или предельного столбика.

4.3. В расследовании особых случаев брака в работе, указанных в п.п. 4.1 и 4.

2, должны участвовать главный ревизор железной дороги по безопасности движения поездов или его заместитель, начальник причастной службы, начальник отделения железной дороги, главный ревизор отделения железной дороги по безопасности движения поездов и начальник линейного предприятия, в хозяйстве которого допущен особый случай брака в работе.

4.4. Начальник отделения железной дороги возглавляет служебное расследование на месте следующих особых случаев брака в работе:

столкновение грузового поезда с другим поездом или подвижным составом на перегоне или станции;

сход подвижного состава в грузовом поезде на перегоне или станции;

прием или отправление поезда по неготовому маршруту;

перевод стрелки под поездом;

развал груза в пути следования;

излом оси. Осевой шейки или колеса;

обрыв хребтовой балки подвижного состава;

излом боковины или надрессорной балки тележки вагона;

отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами;

столкновение поезда с автотранспортным средством или другой самоходной машиной, если при этом пострадали люди.

В расследовании указанных особых случаев брака в работе должны участвовать начальник соответствующей службы или его заместитель, дорожный ревизор по безопасности движения поездов и главный ревизор отделения железной дороги по безопасности движения поездов, начальник линейного предприятия, в хозяйстве которого допущен особый случай барака в работе.

4.5. первые заместители начальников отделений железной дороги возглавляют на месте расследование с участием ревизоров отделений железной дороги по безопасности движения поездов, начальников причастных отделов отделений железной дороги и начальников линейных предприятий следующих особых случаев брака:

отцепка вагона от пассажирского поезда в пути следования из-за технических неисправностей;

порча локомотива с требованием вспомогательного локомотива в пассажирском поезде;

неограждение сигналами опасного места для движения поездов при производстве работ;

ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания сигнала вместо запрещающего или появление более разрешающего показания;

столкновение поезда с автотранспортным средством или другой самоходной машиной, если при этом не пострадали люди;

перекрытие разрешающего показания на запрещающее, вызвавшее проезд запрещающего сигнала (на стации).



Источник: https://infopedia.su/16x3aa6.html

Образец акта служебного расследования 2020 года

Акт служебного расследования рб

Достаточно часто на предприятиях возникают внештатные ситуации. При этом законодательство обязывает руководителей копаний проводить служебные расследования. Именно так называется целый комплекс работ, направленных на сбор данных, проверку и проведение анализа нестандартной ситуации.

Достаточно серьезные отклонения от нормы могут стать причиной получения травм, материального ущерба и других неприятностей.

По сути, этот документ необходим именно для того, чтобы понять причину возникновения нестандартной ситуации, возможно, выявить виновников, определить масштаб нанесенного ущерба.

Файлы для скачивания:

  • Скачать бланк
  • Скачать образец

Что сделать до составления акта служебного расследования

Акт служебного расследования составляется в тех ситуациях, когда материальный ущерб нанесен работодателю по причине несоблюдения трудовой дисциплины или вследствие каких-либо других действий сотрудников. Однако перед оформлением данного документа необходимо выполнить некоторые действия.

Так, расследование должна проводить специальная комиссия. Чтобы ее создать, руководитель фирмы издает соответствующий приказ. Можно догадаться, лицам, которые причастны к происшествию, запрещено являться членами проверяющей группы.

Расследование должно быть проведено в течение одного месяца. Специалисты собирают и рассматривают необходимые документы, получают от некоторых сотрудников объяснительные, в том числе и в письменном виде.

Если по каким-то причинам работник отказывается предоставить объяснения, комиссия оформляет соответствующий акт.

Что касается состава комиссии, управленец сам назначает проверяющих. Естественно, это должны быть специалисты, разбирающиеся в данной теме.

Например, если было обнаружено хищение имущества, среди участников будут работники бухгалтерского отдела, представители охраны и руководители подразделения, в котором произошло хищение.

Хотя каких-то особых требований к членам проверяющей группы не существует. Директор может назначать их по своему усмотрению. Комиссия должна состоять минимум из трех человек.

И уже по результатам тщательной проверки комиссия составляет акт служебного расследования. Сюда вносится вся полученная информация, например, обстоятельства происшествия, его причины, сумма ущерба и другие сведения. В качестве вывода комиссия признает виновного сотрудника.

(: “Как происходит расследование уголовного дела?”)

В каких случаях проводится служебное расследование

Нужно знать, служебное расследование – это достаточно серьезная процедура. Именно поэтому она не проводится при выявлении незначительных проступков. Впрочем, насколько «тяжелой» является ситуация решает сам руководитель.

Даже в том случае, если у него появились лишь подозрения в отклонениях от нормы и возникновении нестандартных ситуаций, он может назначить поверку.

К наиболее частым ситуациям, при которых назначается расследование, можно отнести:

  • обнаружение недостатки при плановой инвентаризации;
  • поступил сигнал или жалоба от сотрудников или клиентов, которые постоянно работают с этой компанией;
  • серьезное нарушение должностных инструкций. Например, непосещение рабочего места в течение длительного времени;
  • нарушение правил пожарной безопасности и пренебрежение защитными и страховочными средствами;
  • сотрудник разглашает важные фирменные секреты, в том числе и среди конкурирующих организаций;
  • компания или отдельные ее сотрудники получили материальный или моральный урон;
  • имеются подозрения в даче или получении взяток.

Конечно, это лишь основные причины, по которым наиболее часто директор решает проводить служебную проверку. Существует еще достаточно много серьезных нарушений, которые могут стать основанием для проведения расследования.

По какой форме составить акт служебного расследования

Закон не запрещает составлять данный документ на обычном листе бумаги. Однако обычно каждая организация разрабатывала для таких ситуаций свой собственный шаблон. Это позволяет не только экономить время, но и избежать ошибок при заполнении, ведь здесь уже будут указаны все необходимые пункты. К ним относятся:

  • реквизиты организации;
  • название документа, дата и место его составления;
  • основание, которым является приказ для создания комиссии;
  • сведения о членах проверяющей группы;
  • дата выявления нарушения;
  • суть нестандартной ситуации;
  • неправомерные действия виновного;
  • данные одного или нескольких виновных.

Условия проведения расследования

Главным условием для проверки является создание комиссии. Естественно, ее члены должны быть компетентны в рассматриваемом вопросе. Расследование не могут проводить сотрудники, которые имеют какое-либо отношение к нестандартной ситуации.

Известны случаи, когда члены комиссии «давили» на подозреваемого, чтобы тот написал объяснительную. Однако нужно понимать, проводить расследование таким образом категорически запрещено.

Следует знать, сотрудник может и имеет право вообще отказаться от дачи показаний и каких-либо объяснительных.

Поэтому комиссия должна лишь составить акт, который и станет документальным подтверждением отказа.

Сроки проверки имеют определенные ограничения. Так, в распоряжении членов комиссии имеется тридцать календарных дней, чтобы полностью разобраться в ситуации. Комиссия имеет право вносить только результаты проверки и определять виновного. Но проверяющая группа не вправе определять меры наказания. Это делает исключительно директор или работодатель.

Ход проверки

Условно служебное расследование можно разделить на несколько этапов:

  1. Директор издает приказ. Именно так он назначает членов проверяющей группы. Обычно это сотрудники организации, которые имеют достаточно опыта, чтобы разобраться в данном вопросе. Этот приказ и является основанием для проведения расследования.
  2. Получение информации. Представители комиссии приступают непосредственно к расследованию происшествия. Для этого собирается вся необходимая информация. Подтверждением неправомерных действий работника могут стать жалобы клиентов, инвентаризационные акты, служебные записки и другая документация.
  3. Получение объяснительных. Проверяющие имеют право запросить объяснительные записки от всех работников, которые имеют отношение к рассматриваемой ситуации. После того, как сотрудник получил такое уведомление, он должен в течение двух дней дать ответ. Это может быть, как объяснительная, так и отказ ее предоставлять.
  4. Составление акта. После того, как все проверочные мероприятия были проведены, по их результатам оформляется акт служебного расследования. Для этого может использоваться произвольная форма или утвержденный фирменный бланк.

Как правило, после проведения такой проверки определяется виновный. Его необходимо ознакомить с составленным актом. Естественно, ознакомление он должен подтвердить своей подписью. Если работник отказывается ставить свой автограф, этот факт также необходимо документально зафиксировать. Если возникает необходимость, лицо, заполняющее акт, может вносить дополнительные пункты.

Вообще, обвиняемый имеет право потребовать все подробности проведения расследования. Бывают ситуации, когда, по мнению работника в проверке были допущены серьезные ошибки, и он не согласен с указанными результатами.

При этом он имеет право обжаловать данный акт. Не исключены ситуации, когда виновный по разным причинам не может лично ознакомиться с ходом расследования.

Вместо него это может сделать представитель, который имеет соответствующую доверенность.

https://www.youtube.com/watch?v=En4LbdnKg6c

Дальнейшие действия во многом зависят от результатов проверки и выводов. Например, руководитель может принять решение наказать сотрудника применением дисциплинарного взыскания.

Этот факт также необходимо внести в заключение расследования.

После того, как был определен размер нанесенного ущерба и вынесено окончательное решение, распоряжение о наказании должно быть издано в течение одного месяца.

Правила составления акта служебного расследования

Конечно, то, как текст документа будет сформулирован, во многом зависит от типа нарушения и сферы работы организации. Также можно использовать свободную форму заполнения. Однако все же рекомендуется заполнять документ в деловом стиле. Естественно, здесь должны быть указаны достоверные и точные сведения.

Как уже было сказано, меру наказания определяет именно управленец компании. Однако бывают особо сложные ситуации, например, происшествия со смертельным исходом, или хищения на крупные суммы. В этом случае вся документация, среди которой присутствует и акт расследования, передается в суд.

К важным правилам оформления документа можно отнести наличие автографов всех членов комиссии. Максимальное количество участников здесь не ограничено.

Если один из проверяющих не согласен с общим итогом и выводами остальных членов комиссии, об этом должна быть поставлена соответствующая отметка. Заполнять документ необходимо четким почерком.

Если будет допущена ошибка, лучше отказаться от перечеркивания, и взять новый бланк.

Если расследование длится более одного месяца, это может быть рассмотрено как нарушение Трудового кодекса. Хоты бывают исключения.

Более длительная проверка разрешена в том случае, когда комиссия не имеет возможности получить от подозреваемого объяснительную, например, когда он находится на больничном или в отпуске.

Но и такая отсрочка не является вечной. В таких ситуациях расследование может затянуться максимум на шесть месяцев.

Скачать бланк, образец

  • Скачать бланк
  • Скачать образец

Вообще, такого понятия, как «служебное расследование» в законе не существует. Но в деловой практике оно используется достаточно часто. Хотя законодательством все-таки регулируются подобные ситуации, пусть и указаны они в косвенной форме.

Трудовой кодекс обязывает работодателя, прежде чем требовать возмещение ущерба, его сначала нужно определить. Также необходимо выяснить обстоятельства случившегося и узнать, какая доля вины лежит на сотруднике.

Естественно, всем этим заниматься должна соответствующая комиссия, состоящая из квалифицированных специалистов.

Источник: https://aktinfo.com/akt-sluzhebnogo-rassledovaniya/

Порядок проведения служебной проверки

Акт служебного расследования рб

Евгений Бушик, юрист

В организациях нередки ситуации, когда в связи с хищением имущества или при невыполнении работниками своих обязанностей возникает необходимость привлечь их к дисциплинарной или материальной ответственности. Это должно сопровождаться изданием правовых актов (приказов, распоряжений или решений).

В данном случае необходимо провести служебную проверку. Об особенностях и порядке ее проведения читайте в нижеприведенном материале.

Термин «служебная проверка» с раскрытием этого понятия официально закреплен лишь в нормативных правовых актах, регулирующих прохождение отдельных видов государственной службы или связанные с ней отношения.

Несмотря на отсутствие регламентированной законодательством прямой обязанности нанимателя (кроме предусмотренных законодательством случаев) проводить проверки, в организациях могут издаваться и применяться локальные нормативные правовые акты (положение, инструкция и т.п.), регламентирующие порядок и основания проведения служебных проверок.

Справочно: при наступлении несчастных случаев на производстве или обнаружении профессиональных заболеваний работников на нанимателя возложена обязанность по расследованию таких случаев.

Единый порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регламентирован Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30.

Цель служебной проверки

Основная цель проверки – установление обстоятельств, причин и условий, при которых работником было совершено противоправное деяние, которое (или последствия которого) имеет существенное значение для нанимателя, работников, третьих лиц, а также уполномоченных государственных органов.

Результаты проверки, оформленные должным образом, могут использоваться в качестве доказательства правомерности действий нанимателя в случае возникновения спора или источника информации для органов, ведущих предварительное расследование в случае совершения работником правонарушения (преступления).

Когда нужно проводить проверку

Проверку необходимо проводить в случаях:

– отсутствия без уважительной причины на работе; – нахождения без уважительной причины не на своем рабочем месте, а в других помещениях организации или в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; – преждевременного ухода с работы; – отказа без уважительных причин от поездки в командировку или от прохождения в установленном порядке в рабочее время медицинских осмотров работниками некоторых категорий (ст. 228 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)); – невыхода на работу в выходной и праздничный день, если работник привлекается к работе на законных основаниях; – отказа от инструктажа, обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда (п. 4 ст. 232 ТК); – проведения излишних денежных выплат (за исключением случаев счетной ошибки); – осуществления неправильного учета и хранения материальных или денежных ценностей; – умышленного уничтожения или умышленной порчи сырья, материалов, готовой продукции; – неполучения имущества (его части) под отчет по доверенности; – совершения правонарушения или преступления; – нарушения без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы, пенсий и (или) пособий; – причинения в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда или решением о привлечении к административной ответственности, принятым иным уполномоченным государственным органом (должностным лицом); – неоднократного нарушения установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц; – неоднократного представления в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений; – необеспечения надлежащей трудовой дисциплины подчиненных, а равно сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения; – нарушения правил по охране труда и технике безопасности, повлекшего увечье или смерть другого работника;

– непринятия без уважительных причин в срок, установленный законными предписаниями правоохранительных или контрольных органов, мер по устранению выявленных нарушений, а также по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате нарушения действующего законодательства.

Варианты проведения проверки

Для проведения проверки в зависимости от конкретной ситуации руководитель организации может:

– назначить специальную комиссию;

– уполномочить определенного работника (руководителя соответствующего структурного подразделения).

Рассмотрим более подробно особенности проведения проверки путем создания комиссии.

Порядок проведения служебной проверки

Основанием для проведения проверки, как правило, служат сведения или документы, содержащие информацию о совершении противоправного деяния работника.

К таким документам можно отнести докладные записки, постановления (решения, протоколы, акты, обращения, заявления и т.п.) уполномоченных государственных органов, организаций, граждан.

Желательно, чтобы проверка была начата не позднее 3 дней с момента получения документов, которые явились предпосылками для ее проведения, и закончена не позднее 20 дней со дня ее назначения, чтобы имелся срок для возможного применения дисциплинарного взыскания к работнику, с учетом сроков, предусмотренных частью первой ст. 200 ТК.

Порядок, условия и сроки проведения проверки, а также оформления ее результатов могут быть установлены в самом приказе (распоряжении, решении) нанимателя, в котором обычно указываются:

– основания для проведения проверки; – состав и полномочия комиссии (если такие полномочия не закреплены в соответствующем локальном нормативном акте организации);

– срок проведения проверки и срок представления руководителю организации материалов проверки и заключения (акта) по ее результатам.

Образец приказа о создании комиссии по служебной проверке причин возникновения материального ущерба смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 21 журнала.

Как правило, в состав комиссии в зависимости от количества работников в организации и специфики совершенного деяния включаются работники подразделения кадров, юридического подразделения, бухгалтерии, а при необходимости также и работники других структурных подразделений организации.

ЭТО ВАЖНО! В состав комиссии не включают работника, совершившего то деяние, по которому проводится проверка, а также работников, состоящих с ним в родстве или свойстве, непосредственно подчиненных по работе работнику, в отношении которого проводится проверка.

Вместе с тем в состав комиссии целесообразно включить представителя профсоюза, если такой орган создан.

Работу комиссии организует ее руководитель, который несет ответственность за соблюдение сроков, полноту и объективность проведения служебной проверки. Приказ (распоряжение, решение) о проведении проверки в обязательном порядке доводится под подпись до всех членов комиссии, а также работника, в отношении которого она проводится.

Деятельность комиссии желательно зафиксировать в акте или протоколе заседания комиссии.

Образец протокола заседания комиссии по внутренней проверке причин возникновения материального ущерба смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 22 журнала.

Права комиссии

Как правило, председатель и члены комиссии наделены следующими правами:

– вызывать работников и получать от них письменные объяснения или иную информацию по существу проводимой проверки; – знакомиться с соответствующими документами организации в случае необходимости приобщения их (или их копий) к материалам проверки; – требовать от работников организации представления документов или информации, относящейся к проводимой проверке, для ознакомления с ними или приобщения к материалам проверки; – при необходимости с разрешения руководителя организации получать консультации у сторонних специалистов (экспертов) по вопросам, требующим специальных знаний, а также запрашивать необходимые документы (их копии) из государственных органов, от юридических и физических лиц;

– документально оформлять полученные сведения.

Обязанности комиссии

Председатель и члены комиссии обязаны:

– принимать все необходимые меры для всестороннего, объективного изучения и документального оформления сведений обо всех обстоятельствах совершенного деяния; – рассматривать и приобщать к материалам служебной проверки заявления, относящиеся к ней и поступающие при ее проведении; – обеспечивать сохранность и конфиденциальность материалов проверки, не разглашать ее результаты до утверждения руководителем организации заключения (акта) о результатах проверки; – составить по итогам работы комиссии заключение (акт) о результатах служебной проверки; – подготовить предложения о мере дисциплинарной, материальной и иной ответственности виновного работника;

– представить руководителю организации в установленные сроки материалы и заключение (акт) о результатах служебной проверки.

Права проверяемого

Обратим внимание на то, что работник, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

– давать (не давать) письменные объяснения с изложением своего мнения по поводу совершенного деяния, заявлять об имеющихся у него доказательствах; – требовать приобщения к материалам проверки представляемых им документов и материалов; – подавать заявление руководителю организации об отводе члена (членов) комиссии от проведения проверки с конкретными доводами, объясняющими такой отвод; – знакомиться по окончании служебной проверки с ее материалами и заключением (актом) о результатах проверки, что следует подтверждать подписью работника на заключении (акте) о результатах проверки. В случае отказа от ознакомления с заключением (актом) или от подписи составляется соответствующий акт; – не признать действия нанимателя и членов комиссии по служебной проверке и обратиться в суд с целью признания действий неправомерными;

– отказаться от добровольного возмещения нанесенного ущерба.

Алгоритм работы комиссии

Комиссия получает письменные объяснения непосредственно от работника, совершившего противоправное деяние. По ее требованию письменные объяснения обязаны представлять и другие работники, имеющие отношение к совершенному деянию.

В случае отказа работника от письменных объяснений следует составить акт с указанием места, даты и времени его составления; персональных данных членов комиссии (должность, фамилия, имя, отчество), составивших акт; причин отказа работника от письменных объяснений в произвольной форме.

По завершении служебной проверки комиссия составляет заключение (акт) о ее результатах, содержащее, как правило:

– основание и повод проведения проверки, состав комиссии, ее проводившей; – сведения о времени, месте, обстоятельствах совершения противоправного деяния; – сведения о работнике, его совершившем (должность, фамилия, имя и отчество, год рождения, образование, время работы в организации, а также в занимаемой должности); – мотивы и цели совершения работником противоправного деяния, форму вины работника (умышленная или неосторожная); – причины и условия совершения деяния; – данные о характере и размерах причиненного в результате противоправного деяния ущерба, причинную связь деяния и причиненного ущерба;

– предложения о мере ответственности виновного работника.

Оформление результатов проверки

Заключение (акт) подписывают члены комиссии и утверждает ее руководитель.

При несогласии с выводами или с содержанием отдельных положений заключения (акта) любой член комиссии вправе приобщить к нему свою объяснительную записку с изложением своего особого мнения.

К заключению (акту) по результатам служебной проверки обычно приобщают:

– документ, содержащий сведения, послужившие причиной для назначения проверки (например, служебная записка); – копию приказа (иного распорядительного акта) о проведении проверки; – объяснения работников и в случае необходимости – иных лиц; – служебную характеристику на работника, в отношении которого проводилась проверка;

– другие документы, имеющие отношение к установленным в ходе проверки фактам.

Образец примерного заключения комиссии по служебной проверке смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 24 журнала.

Оригинал заключения (акта) и иные материалы проверки следует хранить в кадровом подразделении организации.

Источник: https://www.spok.by/izdaniya/ya-spok/poryadok-provedeniya-sluzhebnoi-proverki_0000000

Служебное расследование: что такое, сроки расследования, порядок проведения, образец акта

Акт служебного расследования рб

Последнее обновление: 01.03.2020

Работа предприятий и организаций предполагает ситуации, при которых необходимо проверить действия того или иного сотрудника.

Подобные мероприятия не всегда приводят к негативным последствиям, но выяснение обстоятельств нарушений и ошибок работников все же необходимо.

Именно в такие моменты возникает необходимость провести служебное расследование, которое позволит доказать либо опровергнуть вину конкретного сотрудника.

Что это такое

Согласно Трудовому кодексу РФ, служебное расследование как самостоятельное правовое понятие не определяется. Практика позволяет обозначить такое явление, как совокупность мероприятий, направленных на выявление причин нарушений со стороны сотрудников, вины и ответственности за таковые. Подробная регламентация осуществляется правилами дисциплинарного производства.

Обратите внимание! Служебные проверки осуществляются внутри предприятия. Привлечение государственных органов проводится в исключительных случаях.

Служебное расследование в организации обычно проводится собственными силами, без привлечения помощи извне

Несмотря на то, что законом не предусмотрено определение рассматриваемого понятия, ТК РФ в некоторых статьях обязывает работодателя обеспечить проведение расследования.

Законодатель дает возможность самостоятельно регламентировать процесс проверки, но не позволяет исключать таковую из деятельности предприятия.

Соблюдение указанных правил влияет на справедливость применяемых дисциплинарных мер, в том числе увольнения.

Случаи проведения

Если на предприятии выявляются проблемы, которые мешают нормальному порядку работы, то обязательно требуется проведение проверочных мероприятий для выявления причин нарушений, определения виновного человека и оценки последствий.

Перечень ситуаций, когда проводятся подобные проверочные мероприятия, можно определить условно. На практике это происходит в следующих случаях:

  • недостачи, выявленные по итогу инвентаризации;
  • поступление жалобы со стороны работника или клиента;
  • нарушение сотрудником положений трудового договора, правил внутреннего распорядка, должностной инструкции;
  • нарушение правил, предусмотренных локальными актами, например, техники пожарной безопасности;
  • разглашение коммерческой тайны;
  • причинение предприятию материального ущерба;
  • взятка, независимо, зафиксировано получение или дача таковой.

Представленный перечень неисчерпывающий. Причиной расследования могут стать и другие нарушения со стороны работников.

Служебное расследование призвано выяснить все обстоятельства ЧП или нарушения

При определении оснований проверки нужно учесть характер таковых.

Когда нарушение несерьезное и влечет дисциплинарное взыскание, расследование будет необходимо только при отсутствии признания вины со стороны сотрудника.

Если же речь идет об ущербе, то проверка обязательна, чтобы оценить размер такого и принудить работника к возмещению. Кроме того, некоторые последствия нарушений могут повлечь ответственность по УК РФ.

Возбуждение служебного расследования

Инициатором проведения служебного расследования в отношении конкретного работника выступает руководить организации или предприятия. Если это крупная компания, то процесс координируется ответственным за это сотрудником. Однако без подписи руководства проведение проверки не допускается.

Выявление основания для такого решения не всегда осуществляется руководством. Информация может поступить из различных источников. Чаще это жалобы работников или наступление последствий нарушения, которые нельзя скрыть. Таким образом, работодатель, узнав о проблеме, обязан отреагировать и назначить проверочные мероприятия.

Организация процедуры

Чтобы начать мероприятия по проверке выявленных нарушений, нужно установить их характер. Процесс организации расследования будет различаться при дисциплинарном проступке и нанесении предприятию материального ущерба.

Статья 192 ТК РФ определяет, как правильно провести такое служебное расследование, если был установлен дисциплинарный проступок. Организация мероприятий будет предполагать следующее:

  • Получение объяснений со стороны работника. Фиксировать информацию нужно письменно. Если же лицо откажется написать объяснительную записку, то об отказе составляется акт.
  • Вынесение решения о дисциплинарном взыскании. Здесь учитывается объяснение сотрудника, мнение непосредственного руководителя, а также иные сведения, подтверждающие факт нарушения.

При этом нужно учитывать характер проблемы, причины появления таковой и обстоятельства, при которых работник нарушил те или иные правила трудового распорядка.

Обязательно нужно получить объяснения и аргументацию сотрудника о случившемся

Когда выявляется материальный ущерб, как результат неправомерных действий виновного лица, то алгоритм действий будет следующим:

  • Формирование комиссии. Туда входит не менее трех человек. При этом рассматривать вопрос может любой из сотрудников организации, за исключением лиц, прямо или косвенно касающихся нарушения.
  • Выявление и исследование обстоятельств. Определение вины работника и причин, по которым была допущена ошибка.
  • Принятие решение. По итогу расследования выносится акт.

То есть на этапе организации проверки руководство предприятия должно получить сведения о проблеме и обстоятельствах возникновения таковой, чтобы в дальнейшем можно было провести проверку и вынести решение.

Обратите внимание! Независимо от характера нарушений, требует документальное подтверждение таковых. В противном случае решение комиссии можно оспорить в суде.

Порядок проведения

После завершения этапа организации проверки, когда нарушение выявлено так же, как и виновник произошедшего, нужно переходить к непосредственному рассмотрению вопроса и принятию решения.

Рассматриваемая процедура предполагает несколько обязательных этапов, к которым относят следующее:

  • Созыв комиссии. Об этом руководитель должен вынести приказ. По закону любой из сотрудников может входить в состав комиссии. Однако важно определить причастность иных лиц к выявленному нарушению. Даже если проверка проводится в отношении одного работника, могут быть лица, так или иначе повлиявшие на рассматриваемые обстоятельства. Когда дела касаются ущерба, то в комиссию всегда включают бухгалтера. Кроме того, участие руководителя обязательно.
  • Рассмотрение материалов проверки по существу. Прежде чем переходить к практической части, руководитель должен был подготовить сведения о нарушениях. Доказательства, объяснения, характеристики – все это повлияет на вердикт комиссии.
  • Принятие решение. Формируется таковое посредством составления акта, где прописывается ход расследования и заключение. Обозначается мера воздействия на сотрудника, если выявлен ущерб, то способ покрытия такового. Заверяется акт подписями членов комиссии и печатью руководителя.

В комиссию должны входить только незаинтересованные сотрудники – только так расследование будет объективным

Обратите внимание! Документы должны быть правильно оформлены. Иначе даже при наличии доказательств вины работник сможет опротестовать несоответствующий требованиям акт.

Кто осуществляет проверку

Как было указано выше, служебное расследование проводится специальной комиссией. Состав таковой определяется руководителем. Однако нередко на предприятиях опираются на характер нарушения.

Это позволяет полноценно рассмотреть вопрос и справедливо оценить ситуации.

Например, когда работник причиняет компании материальный ущерб, то для проверки привлекается бухгалтер, а если речь идет о технике безопасности, то ответственный за таковую по приказу руководства.

Кроме того, на практике часто к проверке привлекают сотрудника службы безопасности. Это позволяет получить характеристику сотрудника, оценить действия такового с точки зрения защиты предприятия и так далее. При этом формируются такие правила практикой, в кодексе нет подробной регламентации того, кто именно должен быть членом комиссии.

Также следует сказать о том, что некоторые проступки условно предполагают комиссию. Речь идет о дисциплинарных нарушениях. Руководитель самостоятельно принимает решение, подтверждая таковое актом и приказом. Законодательством такой порядок не запрещен.

Сроки

Конкретный срок проведения служебного расследования по ТК РФ не предусмотрен. Законодатель не ограничивает в этом работодателя, однако, устанавливает ряд правил.

Согласно ст. 193 ТК РФ предусмотрены следующие оговорки относительно сроков служебных проверок:

  • Применить дисциплинарное взыскание к сотруднику можно не позднее одного месяца с момента выявления нарушений. Можно сделать вывод, что расследование не должно выходить за указанные временные рамки.
  • Сотрудник обязан дать объяснение по поводу проступка не позднее двух дней с момента предъявления претензии со стороны работодателя. Отказ фиксируется документально.

В ТК РФ срок проведения служебного расследования прямо не прописан

Обратите внимание! Месячный период применения дисциплинарного взыскания не засчитывается в период временной нетрудоспособности так же, как и время для предоставления работодателю объяснений.

Итоги служебного расследования

Результат рассмотрения проступка работника является внутренним решением предприятия. Это важный момент, поскольку в этом случае никаких юридических последствий для сотрудника как для гражданина не наступает.

Решается судьба работника, но не более того. Только при передаче материалов государственным органам, если причинен тяжкий вред в результате проступка, человек может быть подвержен более серьезным мерам воздействия.

По итогу комиссия, проводящая расследования, может уволить сотрудника, вынести предупреждение или выговор. Это общий перечень взысканий по закону. Кроме того, может быть принято решение о продлении служебного расследования, хоть Трудовой кодекс РФ на этот счет никаких правил и не устанавливает.

Ответственность

Говоря о мерах ответственности, которые ожидают работника в случае вынесения комиссией соответствующего решения, их характер зависит от вида проступка. Последствия могут быть несерьезными, в виде выговора или предупреждения, а также приводящими к уголовной ответственности.

С позиции трудового законодательства к сотруднику, нарушившему дисциплинарный порядок, могут быть применимы предупреждение, выговор и увольнение. Расторжение трудового договора допустимо не с первого проступка, за исключением некоторых случаев, например, прогула.

Еще один виде ответственности – материальная. Здесь предполагается взыскание ущерба, который причинил сотрудник. Порядок определяется также согласно ТК РФ (ст. 248) и предусматривает взыскание с работника суммы, не превышающей его среднемесячный заработок. Если ущерб крупный, то возможно удержание денег в несколько этапов.

Как правило, к провинившемуся применяют только меры дисциплинарной ответственности

При наличии тяжкого вреда возможно привлечение ответственного лица к уголовному наказанию. Например, причинение вреда здоровью человеку ввиду несоблюдения техники безопасности.  Однако в таких ситуациях решение принимает государственный орган.

Обжалование результатов

Оспаривание решений комиссии не регламентируется трудовым законодательством в рамках служебного расследования. Только локальный акт может устанавливать возможность обжалования. Однако предусмотрено оспаривание решений, принятых работодателем. Сюда относят не сам результат проверка, а именно заключительный акт, а решение в виде мер воздействия.

Например, по результатам расследования было принято решение уволить сотрудника. Тот с этим не согласен. Работник обращается в уполномоченный орган с заявлением и доказательствами того, что сам факт увольнения был допущен незаконно. Основание – необоснованное решение комиссии, отсутствие доказательств и так далее.

Обратите внимание! Сотрудники, которым необходимо обжаловать решение работодателя, могут обращаться в Трудовую инспекцию или суд.

Результат служебной проверки можно обжаловать

Составление акта служебной проверки

Процедура составления заключительного акта по итогам расследования предполагает соблюдение ряда правил. Требуется следовать структуре документа, а также указать в содержании все обстоятельства, рассмотренные комиссией с отсылкой на доказательства.

В документ включается три обязательные части. Относят к ним следующее:

  • Вступление. Здесь указывает дата, место проведение проверки. Описывается состав комиссии по фамилиям и должностям, привлеченных лиц. Также раскрывается факт нарушения, кратко излагаются его обстоятельства, указывается виновное в проступке лицо.
  • Описание. В этой части необходимо изложить обстоятельства проступка подробно. Указываются даты, время, имена сотрудников, которые находились рядом или пострадали. Описывается характер ущерба, если таковой установлен, и так далее. Здесь также дается характеристика работника, отмечаются его прежние успехи или ошибки на работе.
  • Результат. После описания всех событий фиксируется решение комиссии с отсылкой на изученные локальные и законодательные акты.

Завершается документ подписями членов комиссии с указанием их фамилия, а также печатью предприятия.

Обратите внимание! Сотрудник, в отношении которого проводилось расследование, обязательно должен ознакомиться с актом. Подтверждается это подписью работника.

Образец

Законодателем не установлен единый образец актом служебного расследования. Документ утверждается на конкретном предприятии руководством. Ниже представлен один из образцов, применяемых на практике работодателями.

Образец акта служебной проверки

«Образец акта служебной проверки»

Таким образом, служебное расследование предполагает проведение последовательных мероприятий, направленных на выявление нарушителя, установление его вины и причин проступка. Решение по ходу проверки может несущественно затронуть сотрудника, а может лишить его работы.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/sluzhebnoe-rassledovanie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.