Экологическая экспертиза пример

Экологическая экспертиза проекта (на конкретном примере)

Экологическая экспертиза пример

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

3.2Экологическая экспертиза проекта

экологический экспертиза проект штокман

В отношении Штокмановского проекта экологическое сопровождение имеет, пожалуй, особенное значение. Проект связан с освоением шельфа высокоширотных районов, и, соответственно, связан со значительными экологическими рисками.

В первую очередь они обусловлены сложными природно-климатическими условиями, в которых будет реализовываться проект, а также экологическими ограничениями, связанными с уязвимостью морских экосистем, наличием ряда промысловых и редких видов биоты в районе.

Кроме того, район Штокмановского проекта – зона интенсивного судоходства и размещения российских военно-морских сил.

Эколого-биологические исследования района Штокмана начаты давно, и в их реализации принимают участие крупные известные научные коллективы различных отраслей: ММБИ, ПИНРО, ААНИИ, АМИГЭ и др. Результатом выполненных работ стал накопленный за много лет обширный материал, дающий ретроспективные данные о состоянии и динамике основных компонентов природной среды.

Экологическое сопровождение проектов нефтегазового освоения, согласно действующему законодательству, включает в себя следующие взаимосвязанные стадии: проведение инженерно-экологических изысканий, разработку природоохранных разделов (перечень мероприятий по ООС, ОВОС) в проектной документации, разработку и реализацию программ экологического мониторинга, проведение экологического аудита предприятия.

В случае освоения ШГКМ мы имеем дело с очень крупным и разнородным по природным условиям объектом – морская акватория лицензионного участка месторождения, более 500 км трассы подводного трубопровода, пересекающего различные участки Баренцева моря, сухопутный участок строительства завода сжиженного природного газа (СПГ) и окружающая его зона литорали и сублиторали.

На все эти разнородные природные системы будет оказываться воздействие в ходе подготовительных, строительных работ и эксплуатации Штокмана.

Эти обстоятельства определили комплексный подход к проведению ИЭИ в рамках Штокмановского проекта и они же требуют подобного подхода к проведению последующих стадий экологического сопровождения, в частности – экологического мониторинга.

В начале этой цепочки стоят инженерно-экологические изыскания (ИЭИ), которые должны предоставить разработчикам проекта и недропользователям информацию об исходном (фоновом) состоянии окружающей среды территории, на которую планируется оказать воздействие при строительстве, обустройстве и эксплуатации объекта. Чем более подробна и актуальна будет собранная информация о территории предполагаемого размещения объекта в ИЭИ, тем более вероятно принятие взвешенных и экологически правильных решений по строительству, эксплуатации и консервации планируемого объекта в дальнейшем. При этом важно оценить не только состояние естественных природных экосистем, но и уровень их уже имеющейся антропогенной трансформации в результате предыдущей хозяйственной деятельности, а также имеющиеся экологические риски и ограничения.

В составе ИЭИ были выделены 3 крупных блока – сухопутные (береговые) ИЭИ, прибрежные ИЭИ и морские ИЭИ. Генеральным подрядчиком по проведению экологических изысканий была определена компания ООО «ФРЭКОМ».

Для проведения комплекса работ по ИЭИ, включающим разнообразные исследования – от радиологических до социальных – компанией «ФРЭКОМ» был сформирован коллектив соисполнителей, включающий, в первую очередь, профильные региональные научные и научно-производственные организации, имеющий большой опыт работ в регионе и конкретно в зоне освоения ШКГМ – ФГУП ПИНРО, АМИГЭ, Мурманская ГМС, а также организации из других регионов – НПО «Тайфун», ФГУП «Урангео», Институт истории материальной культуры РАН и др.

Отдельной задачей являлось обобщение большого массива имеющихся данных по экологической обстановке в зоне ШГКМ, в особенности – в морской его части, и использование этих данных. Разработанная программа ИЭИ по всем трем блокам в процессе проведения изысканий подвергалась корректировке и расширению в результате постоянного анализа на семинарах Scoping.

Морские и прибрежные ИЭИ проводились с использованием научного флота ФГУП ПИНРО. Наблюдения проводятся во все 4 сезона 2008 г. особое внимание уделялось следующим аспектам: рыбо-хозяйственному значению, а также высокому уровню биоразнообразия и продуктивности районов ШГКМ и трассы; наличию интенсивного судоходства и баз ВМФ в районе как потенциальных источников загрязнения.

Были проведены океанографические, гидрохимические исследования, оценка донных отложений, гидробиологические исследования в отношении всех групп морских организмов, включая нейстон, как наиболее уязвимую группу при возможных авариях и загрязнении, исследования орнитофауны морских и прибрежных районов. Отдельно исследовалась береговая полоса от губы Долгой до губы Опасова – как зона возможного воздействия проекта.

Сухопутные ИЭИ проводились в 2007-2008 г. в составе комплексных инженерных изысканий и охватывали участок от пос. Териберка-Лодейное до губы Опасова. На данной территории изучено современное состояние всех компонентов экосистем, включая водоемы суши, проведена подробная оценка геохимической и радиоэкологической обстановки.

Важнейшими аспектами сухопутных исследований были: выявление редких и охраняемых видов флоры и фауны, ценных и уязвимых биотопов и ландшафтов, рыбо-хозяйственная оценка, в особенности для водоемов, имеющих нерестовое значение и рекомендации по его сохранению, изучение опасных экзогенных процессов.

Проведены исследования по оценке биоразнообразия территории, в том числе биоиндикационными методами (почвенная мезофауна).

Особым блоком ИЭИ являлись социальные исследования. Они проводятся с соблюдением российских требований и рекомендаций международных финансовых институтов. Эти работы должны стать основой социального мониторинга и социальной политики недропользователей в регионе реализации Штокмановского проекта.

В ходе работ по результатам анкетирования и опросов в населенных пунктах, изучения статистики и архивных материалов будут выявлены социальные риски, ожидания местного населения от проекта, намечены пути взаимовыгодного сотрудничества.

Кроме того, проведено полное историко-археологическое обследование территории с фиксацией археологических, а также историко-культурных объектов.

3.3Заключение экологической экспертизы

В октябре 2008 года Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) выдала положительное заключение государственной экологической экспертизы по обоснованию инвестиций в проект обустройства первой очереди Штокмановского месторождения с производством и морской транспортировкой сжиженного газа. Соответствующий приказ N381 был подписан 13 октября. Заключение ГЭЭ действует в течение 5 лет.

В 2007-2009 годах «Штокман Девелопмент АГ» реализовала масштабную программу инженерно-экологических изысканий в морской, прибрежной и береговой зонах.

Полученные сведения используются для изучения состояния окружающей среды и учитываются при проработке технического дизайна проекта, для того чтобы свести к минимуму негативное экологическое воздействие.

На данный момент выбрана оптимальная технология обустройства морского добычного комплекса и прокладки подводных трубопроводов. По всем морским объектам получено положительное заключение Государственной Экологической Экспертизы.

В рамках второй и третьей фаз Штокмановского проекта в районе поселка Териберка Мурманской области должен был появиться морской порт, в котором бы осуществлялась перевалка добываемого на месторождении газа, транспортируемого в сжиженном состоянии. Заказчиком проекта, а также инициатором проведения экологической экспертизы является ООО «Газпром добыча шельф», дочернее предприятие ОАО «Газпром».

В 2013 году по результатам проверки Росприроднадзор признал строительство порта нецелесообразным. Тем не менее, препятствием для реализации планов по Штокману в длительной перспективе этот факт не станет.

По неоднократным заявлениям должностных лиц и реализаторов проекта, он остается одним из приоритетов российской нефтегазовой отрасли.

Запасы месторождения оцениваются примерно в 3,9 трлн кубометров газа и 56,1 млн тонн газового конденсата. (Приложение 1)

Итак, во время первой экологической экспертизы в 2008 году, реализовав всевозможные программы, направленные на экологическую безопасность, проект «Штокман» показал отличные результаты, сумев пройти все проверки. Во время следующей проверки Росприроднадзора в 2013 году в рамках второй и третьей фаз Штокмановского проекта, результат оказался отличным от предыдущего.

Реализаторам не удалось доказать экологическую безопасность по отношению к окружающей среде, поэтому деятельность проекта была временно приостановлена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях экологическая экспертиза становится основным элементом принятия решения на любом уровне управления. В первую очередь, это связано с переходом от административных методов регулирования экономики к рыночным, что предусматривает развитие независимой экологической экспертизы как одного из важнейших инструментов в процессе принятия решений.

Будущие поколения должны иметь такие же возможности удовлетворения потребностей, как и нынешнее. Для этого совокупный природный и экономический потенциал, оставляемый для них, должен быть сохранён или приумножен в результате намечаемой деятельности.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии законодательством, практически все проекты, перед тем, как они будут представлены на утверждение, обязательно должны пройти такую процедуру, как государственная экологическая экспертиза проектов. Важность и необходимость этой процедуры обуславливается тем, что охрана природы — общественно необходимая деятельность.

Следует понимать, что затраты государства на охрану природы не менее важны, чем другие экономические и социальные общественно необходимые затраты (на культуру, спорт, образование, здравоохранение и т.д.

) Деятельность по охране природы преследует как социальные цели, так и хозяйственные (сохранение механизмов воспроизводства природных ресурсов), что создает надежные предпосылки устойчивого развития государств.

Сегодня экологическая экспертиза является одним из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Существуют некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого института, которые, безусловно, нужно устранять, к примеру, путем повышения контроля и отказа от рассмотрения проектов законодательных актов, если они не сопровождаются заключением Государственной экологической экспертизы или заключением об отсутствии необходимости ее проведения.

fСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Источник: https://knowledge.allbest.ru/ecology/2c0a65635b2ac79b5c43b88421316d26_1.html

Общественная экологическая экспертиза: проводится в каких случаях, примеры

Экологическая экспертиза пример

Термин “общественная экологическая экспертиза” впервые стал использоваться в конце 80-х гг. прошлого столетия. Первоначально понятие трактовалось в очень широком смысле. В настоящее время термин закреплен на законодательном уровне. Рассмотрим далее, что собой представляет общественная экологическая экспертиза, кем проводится и при каких условиях.

Общие сведения

Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных объединений. Инициаторами процедуры могут стать органы территориальной власти. В качестве исполнителей выступают общественные организации, основное направление деятельности которых – охрана природы.

Цель

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится для предотвращения неблагоприятного воздействия предполагаемой деятельности объекта на окружающую среду, социально-экономических и прочих последствий, связанных с ней.

Указанные цели достигаются посредством оценки выполнения предписаний законодательства, соблюдения требований к разработке проектной документации. В ходе общественной экологической экспертизы проводится анализ качества прогноза воздействия на окружающую среду.

Права инициаторов проверки

Они закреплены в 19 статье ФЗ № 174. В соответствии с нормой, граждане и объединения вправе:

  1. Формулировать и направлять в уполномоченные органы предложения об организации общественной экологической оценки.
  2. Получать сведения о проведении экспертизы.
  3. Осуществлять другие действия, связанные с экологической проверкой, не противоречащие действующему законодательству.

Права исполнителей

Организации, осуществляющие экспертизу, вправе:

  1. Получать документацию, подлежащую проверке, от заказчика.
  2. Знакомиться с нормативно-техническими документами.
  3. В статусе наблюдателей участвовать в заседаниях комиссий государственной экспертизы, в обсуждении заключений, составленных по результатам общественной проверки.

Условия проведения

Общественная экологическая экспертиза проводится после госрегистрации заявления от инициаторов. При поступлении заявки на проверку одного объекта от двух и более общественных объединений может создаваться одна комиссия.

Орган территориальной власти в семидневный срок с даты поступления заявки должен ее зарегистрировать либо отказать в этом. Если в установленный срок не было отказано в регистрации, заявление признается зарегистрированным.

Оформление заявки

В заявлении общественных объединений указываются следующие сведения:

  1. Наименование.
  2. Адрес (юридический/места нахождения).
  3. Вид деятельности, определенный уставом.
  4. Состав экспертной комиссии.
  5. Характеристика объекта экспертизы.
  6. Сроки проведения проверки.

Отказ в регистрации заявления

Он допускается только в случаях, закрепленных 24 статьей ФЗ № 174. Перечень оснований, приведенный в норме, считается закрытым. Отказ в регистрации заявления допускается, если:

  1. Общественная экологическая экспертиза проводится в отношении объекта, ранее уже проверенного дважды.
  2. Общественное объединение не зарегистрировано по правилам, закрепленным законодательством. Речь идет об отсутствии госрегистрации в статусе юрлица на день обращения.
  3. Устав объединения не соответствует положениям, закрепленным 20 статьей ФЗ № 174.
  4. Не выполнены требования заявки, предусмотренные ст. 23 Закона.

Общественная экологическая экспертиза объекта не может проводиться, если сведения о нем составляют тайну, охраняемую законом (государственную, коммерческую и пр.).

Незаконный отказ должностных лиц местных структур власти в госрегистрации заявления влечет ответственность, согласно нормам законодательства.

Объекты

На федеральном и региональном уровнях общественная экологическая экспертиза проводится только в отношении:

  1. Проектов нормативно-технической и инструктивно-методической документации в сфере охраны природы, утверждаемой органами госвласти РФ.
  2. Материалов обоснования лицензий на ведение деятельности отдельных видов, негативно влияющих на состояние окружающей среды, в соответствии с нормами, регламентирующими использование атомной энергии.
  3. Проектов целевых программ, в рамках которых предусмотрены строительство и эксплуатация объектов, оказывающих воздействие на природу, в части их размещения.
  4. Материалов комплексной экологической проверки участков местности, обосновывающих наделение этих территорий статусом особо охраняемых зон, зон экологического бедствия либо экологической ситуации чрезвычайного характера.
  5. Проектов соглашений о разделе продукции.
  6. Материалов, обосновывающих преобразование природного заповедника в национальный парк.

Проверке также подвергается проектная документация:

  • по реконструкции, строительству объектов на особо охраняемых территориях, в том числе относящихся к сфере обороны и безопасности, особо опасных, уникальных, технически сложных объектов;
  • объектов, предназначенных для обезвреживания/размещения отходов 1-5 кл. опасности, в том числе по выводу их из эксплуатации;
  • рекультивации почвы, нарушенной при размещении отходов указанных выше классов, а также земель, не предназначенных для их размещения, но использованных в этих целях;
  • по ликвидации выработок с использованием производственных отходов черной металлургии 4-5 кл. опасности.

Нюансы

Если объект ранее получил положительное заключение, общественная экологическая экспертиза проводится только в случаях:

  1. Доработки данного объекта с учетом замечаний комиссии.
  2. Реализации с отступлением от документации или при внесении в нее изменений.
  3. Окончания срока действия заключения, выданного ранее.

Специфика проведения

Общественная экологическая экспертиза проводится до организации государственной проверки либо одновременно с ней. Соответствующее положение закрепляет 1 часть 22 статьи ФЗ № 174.

Во 2 части этой же нормы, однако, предусмотрено, что общественная экологическая экспертиза проводится независимо от государственной проверки в отношении тех же объектов.

Согласно ч. 4 ст. 22, на экспертов, осуществляющих оценку объектов, распространяются требования, закрепленные п. 2 и п. 5 16 статьи ФЗ № 174.

Экспертное заключение

Этот документ направляется:

  • в федеральный/региональный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную проверку;
  • заказчику документации;
  • структурам, принимающим решения о реализации объектов экспертизы;
  • местным органам власти;
  • иным заинтересованным лицам.

Экспертное заключение приобретает силу после его утверждения органом региональной или федеральной исполнительной власти. Оно учитывается при выполнении государственной проверки, если общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении этого же объекта до даты завершения госэкспертизы.

При придании заключению силы на членов комиссии и руководителя распространяются требования, закрепленные статьями 30-34 ФЗ № 174.

Документ может быть опубликован в СМИ.

Требования к экспертам

Общественная экологическая экспертиза проводится специалистами, обладающими практическими/научными знаниями по рассматриваемой проблеме. Субъекты привлекаются в соответствии с 15 статьей ФЗ № 174.

Экспертом не может являться:

  • Представитель заказчика/разработчика документов, являющихся объектом проверки.
  • Гражданин, находящийся в трудовых либо других договорных отношениях с разработчиком/заказчиком документации.

Права эксперта

Специалисты, привлекаемые к проведению экспертизы, вправе:

  1. Заявлять федеральному или региональному госоргану о необходимости предоставления заказчиком дополнительной документации для обеспечения объективной и всесторонней оценки объекта.
  2. Формулировать особое мнение в отношении проверяемого объекта. Оно составляется в письменной форме и прилагается к экспертному заключению.

Эксперт должен:

  1. Выполнять полный, всесторонний, комплексный и объективный анализ материалов, применяя передовые научно-технические достижения.
  2. Определять соответствие документации нормативным и нормативно-техническим актам, принятым на региональном и федеральном уровнях в сфере охраны природы, давать заключения по ней.
  3. Выполнять предписания законодательства, регламентирующего проведение экспертизы.
  4. Соблюдать сроки и порядок выполнения проверки, установленные федеральным исполнительным органом.
  5. Обеспечивать обоснованность и объективность выводов, сформулированных в экспертном заключении.
  6. Участвовать в подготовке обоснований учета заключений общественной экспертизы, аргументированных предложений, поступивших от общественных объединений и граждан, по экологическим аспектам деятельности, подлежащей экспертизе.
  7. Обеспечивать сохранность документации и других материалов, конфиденциальность информации, представленной на проверку.

Примеры результатов общественных экспертиз

В 1996 г. по инициативе жителей п. Коренево была проведена проверка проекта рекультивации затопленного карьера. Используя результаты экспертизы, гражданам удалось в суде отменить решение о землеотводе и не допустить превращения карьера в место размещения отходов.

В том же 1996 г. в г. Сергиевом Посаде было отменено решение о возведении завода по переработке ракетного топлива. Вместе с общественной экспертизой в городе собирались подписи местных жителей против реализации проекта, велась активная кампания в СМИ.

В 1997 г. в г. Троицке местная дума, приняв во внимание мнение населения и рассмотрев заключение общественной экспертизы, отменила ряд решений, допускавших строительство в городе мусороперерабатывающего завода.

В процессе экспертизы были организованы слушания, в которых участвовали депутаты и члены комиссии. Заключение было направлено в Минздрав, который сформировал собственную комиссию.

По ее решению проект строительства завода был заблокирован.

Источник: https://FB.ru/article/333040/obschestvennaya-ekologicheskaya-ekspertiza-provoditsya-v-kakih-sluchayah-primeryi

Экологическая экспертиза | Независимая экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза пример

Экологическая экспертиза – особенно актуальная для современного мира процедура. В последние годы всё более пристальное внимание общественности привлекается к проблеме загрязнения окружающей среды.

Это неудивительно – в погоне за успехом и прибылью, мы часто забываем о том, что природные ресурсы не бесконечны, и пользоваться богатствами природы вечно мы не можем. Зачастую, затевая постройку или развивая бизнес, мы даже не задумываемся о том, какие экологические последствия могут повлечь за собой наши действия.

Такая ситуация связана с недостаточным уровнем знаний населения в области экологии и смежных естественных наук. Часто, сами о том не подозревая, мы наносим природе невосполнимый ущерб.

Проведение экологической экспертизы направлено на установление фактических обстоятельств негативного антропогенного воздействия на окружающую среду.

К объектам экологической экспертизы можно отнести земельные участки, подвергавшиеся негативному воздействию; атмосферный воздух; водные объекты; образцы флоры и фауны; а также предметы, здания, оборудование, находящиеся вблизи источника заражения.

К основным задачам экологической экспертизы относятся:

– определение конкретного местоположения и характера источника, негативно влияющего на окружающую среду;

– установление механизма воздействия негативного источника на окружающую среду (выброс вредных веществ в воздух; загрязнение недр; загрязнение шумом, теплом, электромагнитным, радиационным и прочими видами воздействий);

– определение масштабов загрязнения окружающей среды установленным негативным источником;

– определение обстоятельств и условий, влияющих на увеличение масштаба загрязнения;

– определение обстоятельств, связанных с действием/бездействием уполномоченных лиц в области защиты окружающей среды, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека, или другие негативные последствия.

В широком смысле, экологическую экспертизу можно разделить на две группы: государственная и общественная.

Государственная экологическая экспертиза – это обязательная процедура для всех объектов строительства. Ее осуществляет государственная экспертная комиссия.

В первую очередь, комиссией оценивается потенциальный вред, который неизбежно будет нанесен окружающей среде в процессе строительства.

Кроме того, изучается соответствие возводимого объекта правовым актам, направленным на охрану окружающей среды, рассматривается проектная документация по переработке и уничтожению вредных отходов. В результате исследования, комиссия дает разрешение или накладывает запрет на строительство.

Функции государственной экспертной комиссии может выполнять также и специалист независимой экспертной организации, в случае, если экологическая экспертиза назначается в рамках судебного разбирательства. В такой ситуации, окончательное решение о начале строительства принимает суд.

Общественная экологическая экспертиза инициируется общественными объединениями, органами местного самоуправления либо отдельными гражданами.

Проведение экологической экспертизы осуществляется как в населенных пунктах, так и за их границами.

Пример применения экологической экспертизы:

Во дворе жилого дома высохли 10 деревьев. По мнению жильцов дома, причиной гибели деревьев стала автомойка, расположенная неподалеку. Жители считают, что отходы, возникающие в ходе работы автомойки (моющие средства; грязь, смывающаяся с автомобилей), попадают непосредственно в почву, тем самым создавая условия, непригодные для роста деревьев.

С тем, чтобы выяснить так ли это, и подать иск в суд, уполномоченный представитель собственников жилья, заказывает экологическую экспертизу. Специалист-эколог выезжает на место гибели деревьев, проводит визуальный осмотр местности, берет пробы почвы на участке двора и на территории, прилегающей к автомойке.

В ходе лабораторного исследования, веществ, использующихся для чистки автомобилей, в почве не обнаруживается. Анализ показывает наличие веществ, обычно содержащихся в составе противогололедных реагентов. Принимая во внимание, тот факт, что предшествующая зима была снежная, эксперт делает вывод, что причиной усыхания деревьев стали талые воды, содержащие в себе вредный реагент.

Подозрения с автомойки снимаются, ЖЭК пересматривает приоритеты в выборе поставщика антиобледенителя.

Источник: https://voek-expert.ru/expertise/ekologicheskaya-expertiza

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.