Исключительное право на произведение

Содержание

Исключительные права правообладателя

Исключительное право на произведение

В отличие от автора правообладатель (если это не одно и то же лицо) не имеет личных неимущественных прав – права авторства и др., поскольку не является создателем произведения.

Его права – это права имущественные, которые позволяют распоряжаться интеллектуальной собственностью, в зависимости от объема имеющихся прав, тем или иным способом, но не становятся основанием для того, чтобы называться автором.

Исключительные права в нашей стране подлежат охране вне зависимости от того, имеет ли правообладатель российское гражданство или нет. Они не обязательно принадлежат одному лицу, а могут быть переданы в совместное пользование или разным лицам в разном объеме по отдельным лицензионным договорам.

Виды, порядок передачи и защита исключительных прав определены в Гражданском кодексе Российской Федерации, в части 4, посвященной интеллектуальным правам.

Понятие исключительного права правообладателя

Имущественными правами может обладать как физическое, так и юридическое лицо – еще одно отличие правообладателя от автора. Наличие таких прав означает возможность:

  • распоряжаться объектом интеллектуальной собственности по своему усмотрению любым законным способом;
  • разрешать или запрещать другим лицам использовать ОИС, при этом отсутствие запрета не считается разрешением.

Интеллектуальная собственность, которой предоставляется охрана, может быть самой разной. И использовать ее тоже можно по-разному. В ГК РФ перечислен целый ряд способов, которыми можно использовать ОИС, но список этот не исчерпывающий: при заключении договоров правообладатели вправе указывать и другие способы.

Что такое исключительное право для объектов авторских прав, раскрывается в статье 1270 ГК РФ:

  • воспроизведение – изготовление любого количества экземпляров произведения целиком или его части. Изготовлением считается в том числе скачивание объекта в память электронного устройства, на диск, флешку и т.п.;
  • распространение – продажа, дарение, передача по наследству и др., а также импорт оригинала или экземпляров произведения;
  • публичный показ или публичное исполнение с помощью любых технических средств. Публичным считается показ произведения «в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи»;
  • прокат оригинала или экземпляра произведения;
  • сообщение в эфир или по кабелю, если произведение при этом становится доступным неограниченному кругу лиц;
  • переработка – перевод, экранизация, аранжировка, инсценировка и др. Переработкой не считается адаптация программы для ЭВМ или базы данных под конкретные технические средства пользователя;
  • практическая реализация проектов в области архитектуры, дизайна и ландшафтного дизайна, градостроения;
  • доведение до всеобщего сведения, то есть предоставление возможности неограниченному кругу лиц получить доступ к произведению из любого места и в любое время.

Эти положения применяются как к оригиналу, так и к экземплярам произведения, вне зависимости от того, ставилась ли при этом цель получения прибыли или нет.

Использованием исполнения в соответствии со статьей 1317 ГК РФ признается:

  • воспроизведение записи исполнения;
  • распространение записи исполнения;
  • сообщение исполнения или его записи в эфир или по кабелю;
  • запись исполнения с помощью любых технических средств;
  • доведение исполнения или его записи до всеобщего сведения;
  • публичное исполнение записи или постановки спектакля;
  • прокат записи.

Использованием фонограммы в соответствии со статьей 1324 ГК РФ признается:

  • публичное исполнение с помощью любых технических средств;
  • сообщение в эфир или по кабелю;
  • доведение до всеобщего сведения;
  • воспроизведение в любом виде;
  • распространение, в том числе импорт;
  • прокат;
  • переработка.

Использованием сообщения радио- или телепередач в соответствии со статьей 1330 ГК РФ признается:

  • запись с помощью любых технических средств;
  • воспроизведение записи целиком или частично;
  • распространение;
  • доведение до всеобщего сведения;
  • публичное исполнение в местах с платным входом;
  • прокат.

Использованием базы данных в соответствии со статьей 1334 ГК РФ признается извлечение из базы данных материалов и последующее их использование.

Использованием изобретения, полезной модели или промышленного образца в соответствии со статьей 1358 ГК РФ признается ввоз на территорию России, изготовление, применение, продажа:

  • самого изобретения, полезной модели или промышленного образца;
  • продуктов и устройств, полученных запатентованным способом;
  • продуктов, предназначенных для применения тем образом, который указан в изобретении.

Без разрешения правообладателя нельзя также применять способ, использующий изобретение.

Использованием фирменного наименования в соответствии со статьей 1474 ГК РФ признается любой способ использования, в том числе указание на вывесках, бланках документов, рекламных и информационных объявлениях, на товарах и их упаковках, в сети интернет.

Использованием товарного знака в соответствии со статьей 1484 ГК РФ признается размещение его:

  • на товарах и их упаковках;
  • при выполнении работ и оказании услуг;
  • на документации, которая связана с тем или иным использованием данных товаров, работ, услуг;
  • в рекламных и информационных объявлениях, относящихся к данным товарам, работам, услугам как на материальных носителях, так и в сети интернет.

Имущественные права могут передаваться по договору отчуждения исключительного права, исключительной и неисключительной лицензии, а также по некоторым другим видам соглашений.

Неисключительная лицензия предоставляет права лицензиату (лицо, которому передана часть прав), но при этом оставляет за автором или первоначальным правообладателем возможность самому пользоваться этими же правами или передать их другому лицу/лицам.

Получая исключительную лицензию, лицензиат становится обладателем эксклюзивного права пользоваться данным ОИС тем способом и в тех пределах, которые указаны в соглашении.

Российское законодательство предусматривает ряд случаев ограничения имущественных прав, когда результат интеллектуальной деятельности можно использовать без согласия его владельца; некоторые из них предполагают выплату вознаграждения за такое использование.

Объекты и субъекты исключительного права

Имущественные права могут существовать на любые результаты интеллектуальной деятельности:

  • объекты авторского и смежных прав (произведения науки, литературы, искусства, фонограммы и исполнения и др.);
  • объекты патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы);
  • селекционные достижения;
  • топологии интегральных микросхем;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • средства индивидуализации юридических лиц, товаров, услуг (фирменное наименование, товарный знак, наименование места происхождения товара, коммерческое обозначение).

Все эти объекты исключительных прав изначально принадлежат автору, от которого право пользования может перейти к другому лицу или лицам по договору или без него.

Права на большинство ОИС могут принадлежать как физическому, так и юридическому лицу. Исключение составляют средства индивидуализации – ими могут пользоваться только юридические лица и индивидуальные предприниматели (фирменным наименованием – только юридическое лицо).

Исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности может владеть несколько лиц совместно, при этом каждое из них может распоряжаться этим результатом по собственному усмотрению, в том числе получать доходы от такого использования и защищать интеллектуальную собственность. В общем случае законом предусмотрены равные права, в том числе в части получения прибыли от использования, для всех владельцев одного ОИС, но соглашение или договор между ними могут устанавливать и иное распределение прав, вознаграждения и ответственности.

Ранее законодательство предусматривало понятие исключительных и неисключительных прав, при этом под исключительными подразумевались имущественные права в полном объеме, а под неисключительными – их часть.

В 4 части Гражданского кодекса эти понятия были заменены понятиями отчуждения права и предоставления права использования.

В первом случае все права переходят к новому правообладателю, во втором случае – только в том объеме, который обозначен в договоре.

Срок действия исключительного права

В отличие от личных неимущественных прав, которые бессрочны и неотчуждаемы, у имущественного права есть свой срок действий, который отличается в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности и условий его создания и обнародования. Срок действия имущественных прав для объектов авторского права:

  • на протяжении всей жизни автора или всех соавторов и 70 лет после его смерти (или смерти последнего из соавторов), считая с 1 января года, следующего за годом смерти;
  • 70 лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования;
  • 70 лет после посмертной реабилитации репрессированных авторов (исчисляются аналогично);
  • 74 года, исчисляемых аналогично, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней.

Срок действия прав для объектов смежных прав:

  • в течение жизни исполнителя или постановщика, но не менее 50 лет;
  • в течение 50 лет после посмертной реабилитации репрессированного исполнителя;
  • в течение жизни исполнителя, но не менее 54 лет, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней;
  • 50 лет после записи или обнародования фонограммы;
  • 50 лет после сообщения радио- или телепередачи.

Договорное или бездоговорное предоставление исключительных прав происходит всегда в пределах этих сроков: например, если до конца срока действия прав на произведение остается 1 год, а договор заключается на 10 лет, действовать он будет все равно только 1 год.

Срок действия прав для объектов патентного права исчисляется с даты подачи заявки на выдачу патента и составляет:

  • 20 лет – для изобретений;
  • 10 лет – для полезных моделей;
  • 5 лет – для промышленных образцов (может неоднократно продлеваться, но не более чем на 25 лет в совокупности).

Для лекарственных средств, пестицидов, агрохимикатов этот срок может быть продлен, если с даты подачи заявки до получения разрешения на применение проходит более 5 лет, но при этом срок продления не может быть больше 5 лет.

Срок действия прав для селекционных достижений составляет 30 лет с момента регистрации (35 лет для сортов винограда, древесных декоративных, плодовых культур и лесных пород).

Срок действия прав для топологий интегральных микросхем составляет 10 лет с момента первого использования или официальной регистрации.

Имущественные права на секреты производства действуют до момента сохранения конфиденциальности соответствующих сведений.

Исключительные права на фирменное наименование действуют до момента прекращения юридического лица или изменения им этого фирменного наименования.

Срок действия прав на товарный знак составляет 10 лет с момента государственной регистрации этого товарного знака и может быть продлен еще на 10 лет неограниченное число раз. Действие имущественного права на товарный знак прекращается, если он не используется правообладателем в течение 3 лет.

Исключительные права на наименование места происхождения товара действуют, пока есть сама возможность производить соответствующий товар. Свидетельство на наименование места происхождения товара действует в течение 10 лет с момента подачи заявки и может продлеваться неограниченное число раз на 10 лет.

Передача исключительного права правообладателя

Без договора имущественные права переходят в трех случаях:

  • по наследству;
  • при реорганизации юридического лица;
  • при обращении взыскания на имущество правообладателя.

По договору могут быть переданы как все права, так и их часть, одному или нескольким юридическим или физическим лицам. Порядок передачи исключительных прав определяется в договоре, форма которого зависит от конкретной ситуации.

Имущественные права на произведение можно передать:

  • в трудовом и гражданско-правовом договоре (здесь речь идет о так называемых служебных произведениях);
  • договоре авторского заказа (когда произведение создается по конкретному заданию от физического или юридического лица);договоре отчуждения исключительного права (произведение было создано по личной инициативе автора, но автор решил полностью передать все свои имущественные права другому лицу на весь срок действия этих прав);
  • лицензионном договоре (лицензия может быть исключительной и неисключительной и строго ограничивает набор прав, срок, на который они переходят к другому лицу, территорию, на которой разрешается использовать ОИС, а также определяют размер и порядок выплаты вознаграждения автору).

Существует также понятие открытой лицензии, в соответствии с которой автор предоставляет право пользования конкретным объектом неограниченному кругу лиц на определенных условиях.

Источник: https://nris.ru/blog/isklyuchitelnye-prava-pravoobladatelya/

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Исключительное право на произведение

Под исключительным правом автора подразумевается группа прав, которые обеспечивают автору и его наследникам контроль над использованием творения и получения доходов от использования этого произведения. То есть, исключительное авторское право (эксклюзивное право) – это право использовать объект авторского права, а также распоряжаться им. Это право можно предоставить (лицензия) или передать (отчуждение).

Основная цель исключительных прав

Основная цель исключительных прав заключается в обеспечении правообладателю возможности выгодно использовать свое творение, а также получать от этого произведения доход.

Эти права означают, что только автор или тот, кто получил специальное разрешение на законном основании, имеет право производить соответствующие действия в отношении произведения.

В п. 2 ст. 16 Закона об авторских правах можно найти список существующих исключительных авторских прав.

Срок правовой охраны исключительных прав

Исключительное право охраняется ограниченное время. Бернской конвенцией предусмотрена минимальная охрана в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.

РФ как страна-участник Конвенции, не может предоставить меньший срок правовой охраны, и указанный срок расширен до 70 лет после смерти автора.

После этого произведение переходит в общественное достояние, и его можно использовать любыми способами, не выплачивая никому вознаграждение.

Исключительные личные (неимущественные) и исключительные имущественные права

Авторское право – это термин, означающий целый комплекс прав, к которым относятся: исключительные (имущественные) права, личные неимущественные и иные права.

Авторские права могут быть разделены на имущественные и личные (неимущественные) исключительные права.

Исключительные личные (неимущественные) права

Как правило, первоначально возникают неимущественные права. Сюда относятся право авторства на имя, на название и неприкосновенность произведения. Неимущественные права не отчуждаемы и не могут быть переданы иным лицам, то есть проданы, сданы в аренду. Такого рода права неотъемлемо связаны с личностью автора и сущностью созданного им произведения.

Исключительные имущественные права

Автор обладает и исключительными имущественными правами.

Кроме гражданина, создателя творческого произведения, такими правами может обладать фирма, в которой работает гражданин или государство.

В основе имущественных прав лежат права на воспроизведение и распространение произведений с целью извлечения прибыли, а также запрет иным лицам пользоваться данными произведениями. Так, к их числу относятся следующие права:

  • распространение объекта авторского права с помощью продажи или отчуждения иным способом его копий или оригиналов;
  • воспроизведение объекта авторского права, под которым понимают изготовление одного и более экземпляров объекта или его части в любой форме, в том числе звуко- или видеозаписи. Стоит учитывать, что запись на электронный носитель, например, запись в память компьютера, также считается воспроизведением. Под воспроизведение не подпадает краткосрочная запись, носящая временный, случайный характер и составляющая неотъемлемую и часть технического процесса для правомерного использования произведения либо посредничества между третьими лицами при передаче произведения в информационно-телекоммуникационной сети, если результат такой записи не носит экономического значения;
  • передача в прокат оригинала либо копий творческого произведения;
  • импортирование оригинала или копий объекта авторского права с целью дальнейшего распространения;
  • показ произведения публичным способом, то есть такая демонстрация оригинала или копии, которая происходит на экране с помощью любых технических средств, или же демонстрация отдельных частей произведения при помощи технологических методов в месте, которое свободно посещается людьми;
  • исполнение произведения публично, а именно таким образом, чтобы произведение было представлено в живом виде или при помощи техники (радио, телевидения и др.), а также аудиовизуальная демонстрация произведения в открытом для свободного посещения месте, которая происходит на экране с помощью любых технических средств, или же демонстрация отдельных частей произведения при помощи технологических методов в месте, которое свободно посещается людьми.

Понятие исключительных прав и ГК РФ

Понятие исключительных прав нашло свое отражение в статье 1291 ГК РФ «Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение»:

  1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

    При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

    Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

  2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

Отличие авторских прав от исключительных прав

При режиме авторства возникают личные и исключительные прав на произведение. Законодательство РФ и международные акты допускают распоряжение только имущественными правами на творение. А личные права сохраняются неизменными в течение бессрочного периода.

Рассмотрим основные отличия между личными и исключительными правами на авторский объект. Отметим, что сразу после создания нового произведения у его автора появляются личные и исключительные права. При этом не имеет никакого значения ценность творения, содержание произведения или целевое назначение авторского объекта.

Исключительные права дают возможность автору творения самостоятельно определять дальнейшую судьбу своего произведения, в том числе:

  • продавать или передавать права иным субъектам – правообладатель может оговорить выплату вознаграждения, либо передать творение на безвозмездной основе;
  • передавать права по наследству – по условиям завещательного бланка правопреемником может быть назначено любое лицо, а по закону наследовать будут родственники покойного автора;
  • использовать объект для собственных целей, издавать его в коммерческих целях или на безвозмездной основе, публиковать или оставить неопубликованным.

Эти указанные права могут быть реализованы на весь срок действия правовой охраны. Этот срок определяется периодом жизни создателя или правообладателя, а также на протяжении 70 лет после его кончины. Поэтому, после истечения указанного срока творение будет признано общественным достоянием, а исключительные права будут аннулированы.

Совсем другой режим защиты действует в отношении личных прав автора. Эти права действуют без ограничения срока и не могут передаваться иным лицам. Это означает следующее:

  • личные права сохраняются при наследовании – любые наследники или правопреемники не могут произвольно нарушать право на имя автора или на неприкосновенность объекта;
  • даже при заключении договора уступки или лицензионного соглашения создатель сохранит право на авторство и имя, а также на неприкосновенность своего творения;
  • режим личных прав сохранится даже при переходе творения в статус общественного достояния – при свободном использовании или распространении объекта не допускается изменять имя автора или нарушать неприкосновенность произведения.

Возможность внести в произведение исправления и изменения может предусмотреть только сам автор творения.

Еще одним существенным отличием является возможность оценки исключительных прав. Так, стоимость исключительных прав определяется при заключении и согласовании условий договора, либо в результате независимой оценки.

Для личных прав оценка невозможна. И при защите личных прав допускается лишь возмещение фактически причиненных убытков.

Исключительное авторское право: подробности для бухгалтера

  • Селебрити, актеры, исполнители в рекламной кампании: некоторые правовые и налоговые нюансы … доходы физического лица как правообладателя исключительных авторских прав по договорам об отчуждении исключительных …
  • Нематериальные активы организаций стекольной и фарфорово-фаянсовой промышленности … -1 указано, что обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах … : C;
    имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
    года первого опубликования произведения».
    Так … экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
    публично … -1. В частности обладатели исключительных авторских прав вправе требовать по своему выбору … , промышленный образец, полезную модель;
    – исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …
  • Расходы на приобретение авторских прав … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
    · исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы … российское издательство по договору приобретает исключительное авторское право у иностранного издательства, которое не …
  • Создание интернет-сайта … примера.
    Если организация не получает исключительных авторских прав на сайт, в бухгалтерском учете …
  • Создание интернет-сайта … сайт в составе НМА, если исключительные авторские права на элементы сайта, а главное … возможна ситуация, когда к организации исключительные авторские права переходят только на дизайн сайта …
  • Учет и налогообложение авторских прав … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
    исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы … /2000 исключительные авторские права на литературные произведения не указаны. Но организация может получить исключительные авторские права …
  • Расходы на приобретение авторских прав … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
    · исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы … российское издательство по договору приобретает исключительное авторское право у иностранного издательства, которое не …
  • Учет расходов на приобретение авторских прав у издательства для целей бухгалтерского и налогового … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
    · исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …
  • Создал web-сайт? Учти расходы! … на нее авторское свидетельство. Тогда исключительные авторские права бухгалтер будет учитывать в составе …
  • Учет товарных знаков … изобретение, промышленный образец, полезную модель;исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …
  • Объект налогообложения по упрощенной системе налогообложения … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
    – исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы … ПБУ 14/2000, если имеется исключительное авторское право на программы ЭВМ, базы данных …
  • Передача исключительных прав на интеллектуальную собственность иностранному получателю (правоприобретателю) … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
    – исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …
  • Признание и оценка НМА по МСФО и РСБУ … образец, полезную модель
    Фирменные наименования
    Исключительное авторское право или право иного правообладателя на …
  • Передача исключительных прав на интеллектуальную собственность иностранному получателю (правоприобретателю) … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
    –    исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …
  • Учет расходов организации на создание Интернет – сайта … сайту
    Если организация не получает исключительных авторских прав на сайт, в бухгалтерском учете …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/isklyuchitelnoe_avtorskoe_pravo.html

Статья 1270 ГК РФ. Исключительное право на произведение

Исключительное право на произведение

1.

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование произведения либо осуществляемую информационным посредником между третьими лицами передачу произведения в информационно-телекоммуникационной сети, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения;

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю.

При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой.

При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

8.1) ретрансляция, то есть прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания;

9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного).

Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

3. Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи.

4. Правила подпункта 5 пункта 2 настоящей статьи не применяются в отношении программы для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката.

Источник: https://sudact.ru/law/gk-rf-chast4/razdel-vii/glava-70/statia-1270/

Действие исключительного права на произведения науки, литературы и искусства

Исключительное право на произведение

Исключительными правами признаётся совокупность прав правообладателя на использование результатов интеллектуальной деятельности в пределах, не противоречащих закону.

Правообладатель может публиковать, тиражировать или прекращать публикацию (осуществлять отзыв) и использовать любым другим путём художественные произведения, результаты научного труда, запрещать или разрешать делать тоже самое другим лицам.

При этом не важно — приносит использование объекта защиты авторских интеллектуальных прав коммерческую выгоду или не приносит.

В сущности исключительные права являются легальной монополией правообладателя на те объекты, которые находятся под охраной авторских прав. Аспекты соотношения прав правообладателя и юрисдикции России регулируют положения ст. 1256 ГК РФ.

На что распространяются исключительные права

Правила ст. 1256 ГК РФ устанавливают, что исключительные права распространяются на произведения, обнародованные на территории РФ или имеющие какую-то объективную форму и находящиеся на территории РФ, и признаются за авторами и правопреемниками.

При этом гражданство автора значение не имеет. Это вовсе не означает, что если гражданин другой страны опубликует в РФ какое-то произведение, то он потеряет авторское право в своей стране.

Как раз наоборот, законодательство РФ призвано закрепить права за ним, в силу того, что обнародование произошло в России.

Если же гражданин РФ обнародует какое-то произведение находясь в другой стране, то российское законодательство будет направлено на защиту его (и его правопреемников) авторских прав. В соответствии с международными соглашениями, в РФ охраняются и права иностранных граждан, если результаты их интеллектуальной деятельности были опубликованы за пределами России.

Устанавливает ст. 1256 ГК РФ и положение о том, что к числу произведений, опубликованный в России, относятся и все те, которые впервые были обнародованы за её пределами, но в течение 30 дней после этого произошла публикация на территории РФ.

Право на обнародование и его практическая реализация

Само право на обнародование закрепляется ст.

1268 ГК РФ и выражается в виде действия или согласие на действие, которое сделает произведение, или любой другой результат интеллектуальной деятельности, доступным для широкой аудитории.

Подлежит охране на территории РФ право правообладателя уже в силу того, что произведение находится в России или с помощью технической базы, имеющей отношение к РФ, производятся его показы.

Понятие же объективной формы выражения объекта защиты авторских прав раскрывается п. 3 ст. 1259 ГК РФ. Согласно его содержанию, таковой может быть признана письменная, устная форма, изображение, звуковая или видеозапись, объемно-пространственная форма.

Таким образом, если любое лицо напишет рассказ, посредством его набора на ноутбуке, потом прочитает и запишет прочтение с помощью видеокамеры, затем разместит результат в Интернете, то уже этого будет достаточно для того, чтобы у него возникло исключительное право автора на своё произведение.

Не важно, что сервер будет находиться за рубежом, а в качестве средства публикации будет выбран зарубежный видеохостинг. Главное в том, что произведение приобрело объективную форму в России.

В этом же примере она безусловна объективная, поскольку автор набирал текст, а потом записал видео, предназначенное для публичного доступа.

Такие авторские исключительные права защищаются на территории РФ, а это означает, что автор может подать в суд, если его произведение будет использовано так, что он получит основания считать, что ему либо нанесён материальный ущерб, либо причинён моральный вред.

Бремя доказательства при этом равным образом распределится между истцом и ответчиком.

Истец должен доказывать, что права принадлежат ему, как и всё то, что он станет утверждать в исковом заявлении, а ответчик, что действовал правомерно или всё то, что будет соответствовать его интересам.

Гражданство же в таких делах становится не первичным, а вторичным критерием.

Произведения авторов, являющихся гражданами РФ, охраняются вне зависимости от их нахождения и места, где появилось в объективной форме произведение.

Для того чтобы произведение охранялось только международными законами, которые тем не менее актуальны и для России, нужно чтобы оно было опубликовано за пределами РФ или не обнародовано, но находилось в объективной форме, а правообладателем был бы гражданин РФ или юридическое лицо, зарегистрированное в РФ.

Защита же авторских прав нерезидентов России на основании международного права происходит автоматически, просто по той причине, что международное законодательство имеет силу в нашей стране. РФ предоставляет охрану на базе нескольких международных договоров. К ним относятся:

  • бернская конвенция по охране литературной и художественной собственности, самая старая в мире, действующая с 9 сентября 1886 г., но ныне в редакции 1971 г.;
  • женевская Всемирная конвенция об авторском праве;
  • Соглашение 1993 г. о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, подписанное в Москве 24 сентября 1993 г.

В результате получается ситуация, когда права правообладателей охраняются на основе одновременного применения положений международных соглашений и российского законодательства. При этом приоритет остаётся за международными соглашениями.

Так, срок действия защиты авторского права составляют, в соответствии со ст. 1281 ГК РФ, срок жизни автора и 70 лет после его смерти.

Однако для граждан Испании он меньше на 10 лет, поэтому срок охраны на территории РФ не будет превышать 60 лет.

Снята в настоящий момент и оговорка, которая имела силу при присоединении РФ к Бернской конвенции и появилась в 1994 году. Она не допускала охрану произведений, которые уже были в РФ общественным достоянием. Впоследствии это ограничение было отменено.

Позиция ВС РФ в отношении злоупотребления защитой исключительных прав

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rulaws/deistvie-iskliuchitelnogo-prava-na-proizvedeniia-nauki-literatury-i-iskusstva-5dee5d301febd40bebfde793

Исключительное право на произведение: понятие и значение

Исключительное право на произведение

Среди авторских прав можно выделить две группы: личные неимущественные и имущественное. Первые защищают интересы автора — гражданина, который своим творческим трудом создал произведение.

Назначение второго заключается в том, чтобы его обладатель мог использовать объект и извлекать из него определенную выгоду, в том числе и материальную. При этом использование должно соответствовать закону. Такое право называется исключительным, а его носителя закон именует правообладателем.

Способы использования

Здесь целесообразно обратиться к статье 1270 Гражданского кодекса РФ, которая предусматривает основные варианты реализации исключительного права.

При этом в статье закреплены лишь отдельные случаи, правообладатель вправе использовать произведение и по-другому, главное, чтобы это было в рамках действующего законодательства.

Итак, в частности, указаны следующие способы:

  1. Воспроизведение. Это означает, что обладатель исключительного права может изготовить любое количество экземпляров в различной форме (например, автор произведения может отпечатать сколько угодно бумажных вариантов книги или сделать аудиокнигу). Кроме того, в качестве воспроизведения закон называет случай записи в память компьютера.

  2. Распространение. Здесь суть в том, что правообладатель может продавать (или отчуждать в других формах) экземпляры произведения, в большинстве случаев получая за это доход.

  3. Публичный показ. Например, презентация кинофильма. При этом демонстрация среди членов своей семьи не считается публичным показом по смыслу ГК РФ, необходимо значительное число посторонних лиц.

  4. Сообщение в эфир (по радио или телевидению), а также по кабелю. Например, когда по радио идет воспроизведение песни.

  5. Пераработка произведения (в частности, перевод). Только обладатель исключительного права может выполнить перевод книги на другие языки. Если перевод производится специалистом, у последнего с правообладателем должен быть лицензионный договор.

  6. Воплощение архитектурного произведения. Так, только с согласия архитектора (правообладателя) допускается создание физического объекта, являющегося реализацией проекта.

  7. Доведение до всеобщего сведения. Иными словами, это выкладывание произведения в сеть «Интернет».

  8. Иные.

Закон делает одну интересную оговорку: воплощение идей, изложенных в произведении, не считается его использованием (кроме случая с архитектурными объектами, рассмотренного нами в п. 6). Представим, что написана некая книга об алхимии. Человек, прочитавший ее, решает на практике превращать металл в золото. В данном случае он не будет нарушать исключительное право.

Знак охраны

С символом копирайта наверняка сталкивались все. Выглядит он так — © (более подробно о нем см. статью).

Но немногие знают, что оповещает он не о праве авторства, а именно об имущественном, исключительном праве. Правильное написание в соответствии со статьей 1271 ГК РФ: «©, Имя (наименование) правообладателя, дата первого опубликования».

В целом же этот знак выполняет только информационную функцию.

Срок охраны

Исключительное право на произведение действует на протяжении всей жизни автора, а также семьдесят лет после его смерти.

Обратите внимание, что срок привязан к фигуре автора, а не правообладателя.

Случаи использования без согласия

Как мы выяснили, исключительное право дает правообладателю возможность использовать произведение. Кроме того, те лица, которые им не обладают, не могут совершать никаких действий с произведением. Так, если кто-либо реализует один из рассмотренных нами способов, он нарушает закон.

Но ГК РФ упоминает ряд важных исключений, когда обычный гражданин может использовать чужое произведение без заключения лицензионных договоров. Они закреплены в статьях 1273-1279 ГК РФ.

Итак, свободно можно использовать произведение:

  1. В личных целях (к примеру, включать песню у себя дома для личного прослушивания);

  2. В информационных, научных, учебных, культурных целях (здесь главное, чтобы отсутствовала коммерческая направленность);

  3. Если оно используется библиотеками, архивами, образовательными организациями;

  4. В месте, постоянно открытом для посещения (например, в музее);

  5. На официальных, религиозных мероприятиях, похоронах можно воспроизводить музыкальное произведение;

  6. Для целей правоприменения (например, в следствии, судебном заседании);

Хотя даже с закреплением этих аспектов на практике существует огромное количество противоречий.

В качестве примера приведем довольно известное дело №А76-13283/2012, где РАО выступило против Челябинской консерватории.

Все дело в том, что последняя публично показала мюзикл, и правообладатели сочли это нарушением.

И первая инстанция, и апелляция не нашла в этом нарушения, сославшись на статью 1274 ГК РФ, указав, что произведение использовалось в учебных целях, а значит, закон это не нарушало.

Но Суд по интеллектуальным правам отменил эти решения и направил дело на новое рассмотрение, обратив внимание, что для учебных целей могут использоваться произведения в изданиях, в радио- и телепередачах, а также в звуко- и видеозаписях. При этом спектакли сюда не относятся, а значит, действия консерватории уже выходят за рамки закона.

И таких моментов всегда очень много. Именно поэтому простому обывателю следует быть осторожным и хотя бы в общих чертах понимать, что такое исключительное право, какие виды свободного использования есть в действующем законодательстве. Ответственность за нарушение исключительного права очень серьезна: некоторые правообладатели даже зарабатывают на этом деньги.

Источник: http://copylegal.ru/avtorskoe-pravo/isklyuchitelnoe-pravo-na-proizvedenie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.