Как сказать родителям о двойке

Содержание

Как признаться маме о ДВОЙКЕ

Как сказать родителям о двойке

Здравствуйте, я простой ученик, каких около тысячи в нашей школе. Но я особенный – у меня талант! Ну, не то чтобы я был сильно талантливым… Дело в том, что за один день я умудряюсь получать и «10»-ки, и 2»-ки – за поведение. Ну, «10»-ки – это за то, что я никого не достал на уроке, а «2»-ки…

Повелось уж так в нашей школе, ставить плохие отметки и за плохой ответ, и за поведение. Ну, не то чтобы я плохо учусь, а просто не повезло учителям с моим поведением, а мне – с их оценками, особенно дома.

И вот, прихожу как-то я домой с парочкой «парочек» и заявляю своему папе: «Па, я чего-то недоучил, наверное. Пару получил. Вернее две…штуки.

Ты только не волнуйся, исправлю!» С тех пор такого рода новости я сообщаю только маме – она более лояльная к мукам ученическим. Но, как я понял, плохие баллы ей тоже не особо-то нравятся.

Она начинает кричать, предрекать мою будущую судьбу, что, мол, я стану дворником…

Я вот тут подумал, что дворники тоже кому-то нужны. Все профессии нужны, все профессии важны, или что-то в этом роде. Хорошо бы, если бы только подумал – маме сказал. Папе я уже давно таких «страстей» не говорю, помните, да? Так вот, о маме… Ну…

Ну, в общем, проехали, решил я сменить тактику. Как сделать так, чтобы «предки» не узнали о моих «падениях» (после стремительных «взлетов»)? Но сразу же передумал. Дело в том, что классе где-то в шестом я, как написали мне в дневнике, вывалял девочку в луже. Она меня толкнула, а я обиделся. В итоге, по пути домой, прямо в клумбе возле дома я дневник и зарыл.

Далее все как в сказке «Репка»: «Бабка за Дедку, Дедка за РЕпку, т.е. за РЕмень…» и пошло-поехало… Все тайное становится явным. На соседа-дворника я тогда очень обиделся и измазал зубной пастой ему двери. И больше уже не думаю, что это нужная профессия. Он, гад, дневник мой каким-то образом обнаружил и прямо папе сделал прямую доставку. За зубную пасту потом тоже меня…ругали.

Та-а-ак! Надо менять тактику. Лучше оценки от родителей не скрывать. Лучше найти к ним современный подход.

Можно подсунуть парочку статей о том, что наказывать детей за плохие оценки – бесчеловечно, что они потом будут бить своих детей, что ставить плохую оценку по ритмике или рисованию просто «глупо», если у ребенка просто нет таланта. И вообще, что это за оценка за поведение? Это просто говорит о непрофессионализме учителя.

Особенно полезно им подкинуть «инфу» о том, как реагировать родителям на «неудачи» детей. Только внимательно перечитайте ее сами. Там может быть следующее: за плохие оценки можно, мол, лишать чадо чего-либо, т.е. запретить смотреть ТВ, играть на «компе» и лазить по «нету». Это уже слишком, только не Интернет!»

А вот самые популярные «отмазки». То, что Иванов тоже получил «неуд», уже не пойдет. Так вот, запоминайте. • Я, мам, пользуюсь репутацией троечника, и на большее рассчитывать не могу. Она мне ставит «три» и все, а я ведь учу, ты же знаешь.

• Я пока подумал…, только рот открыл – «два». Все. • Мама, я чувствовал себя неважно (конечно говорить неправду это плохо), у меня болела голова, а мне поставили «два». • Папа, (лучше в этом случае сказать неправду), этот забияка Сидоров меня ударил, а я ответил.

Ну, как ты и учил, помнишь? Ему – ничего, а мне… • Мама, я же вчера только из больницы, пришел, а там – контрольная. Я не виноват. • Да она меня ненавидит! Я когда-то, по неосторожности, сел на ее очки.

(А вот тут надо быть уверенным в том, что родители не пойдут в школу выяснять с учителем отношения).

• Пап, а Петров из Б-класса на прошлой неделе хотел совершить суицид, когда получил «пару» по математике. Родители вовремя с балкона забрали. (Смотрите, чтобы папу не увезли в больницу, так шутить не советую все-таки).

И в самом деле, если вы чего-то в школе не поняли, скажите об этом родителям. Здесь нет вашей вины. Нужно выбрать момент, когда у них хорошее настроение, когда по телевизору прошла ваша любимая передача, когда праздники позади, подарки подарены… Но, если же вы сами виноваты в том, что не выучили материал, то пеняйте на себя.

А вообще-то, оценки появились во времена Николая Первого. Была введена 5-бальная система, но только для укрепления дисциплины. Судя по всему, она и сейчас действует исключительно для этой цели.

Общественность России была крайне возмущена этим фактом, т.к. это оценивание не способствовало личностному росту ребенка. Ну, или что-то в этом роде.

Даже 12-бальная система, введенная в некоторых странах, не может разрешить эту проблему.

Вот, все! Желаю, чтобы ваши родители, услышав плохую новость из школы, сказали: «Что? Опять «двойка»? Ничего страшного!» Да и в самом деле! Чего «париться» из-за какой-то «пары»? И вообще, признаются в милиции, суде, а дома – это должно выглядеть, как разговор родных друг другу людей. И тогда для вас школа станет школой огромных возможностей, а не требований и, тем более, не школой укрепления дисциплины.

Вам также может понравиться

Источник: https://www.znaikak.ru/priznanievdvoike

Ребенок учится на двойки: что делать, если ребенок получил двойку в школе, наказывать или нет

Как сказать родителям о двойке

От плохой оценки в школе не застрахован никто. Причины, по которым ребёнок получил двойку, могут быть самыми разными: от фактического незнания материала до плохого настроения учителя. О том, как помочь ребёнку улучшить школьные показатели, мы писали ранее. Теперь поговорим, как правильно реагировать на плохие оценки. 

Как правильно реагировать на двойки ребёнка

Двойка — это не катастрофа, особенно если ребёнок не получает их регулярно. И даже если учёба даётся с трудом — это не значит, что он навсегда останется аутсайдером.  

В то же время плохую оценку не стоит игнорировать. В противном случае ребёнок начнёт также безразлично относиться к результатам своей учёбы. 

Ругать и наказывать ребёнка за двойки также не следует. Плохая оценка уже заставляет его чувствовать себя хуже других, и ваша негативная реакция только усилит чувство собственной неполноценности. 

Мнение психолога: Когда ребёнок приходит из школы с двойкой, мы чувствуем разочарование. Родителям свойственно желать, чтобы их ребёнок добился того, что не удалось им самим. И ожидание от ребёнка всегда успешных результатов в учёбе — яркий тому пример. Непрожитые переживания собственных школьных неудач подпитывают тревогу, которая может выражаться через раздражение: закричать, отругать, наказать ребёнка за двойку, чтобы ситуация никогда больше не повторилась. Но действительно ли это поможет? Давайте подумаем о том, что в этот момент чувствует ребёнок. Достаточно вспомнить себя в подобной ситуации: что испытали вы, когда впервые получили двойку в школе? Скорее всего, это были стыд, горечь и страх того, что будет, когда об этом узнают родители. Согласитесь, такой набор эмоций — уже достаточно суровое наказание. 

Ругая ребёнка за двойки, вы взращиваете в нём страх допустить ошибку, который никак не способствует школьной успеваемости и приводит только к новым неудачам. Но теперь, опасаясь наказания, ребёнок может скрывать от вас плохие оценки. Так один скандал из-за двойки может привести не только к серьёзным проблемам с учёбой, но и к потере доверия в семье. 

Что делать, если ребёнок получил двойку в школе

Правильная реакция на двойку может быть только одна: спокойно разобраться в ситуации и обсудить с ребёнком, как можно её исправить. 

Если двойка получена за плохо сделанное домашнее задание, проверочную работу или ответ у доски, выясните, что помешало ребёнку подготовиться лучше.

Действительно ли он не знал правильный ответ, или виной послужили невнимательность и волнение. Предложите свою помощь, если это необходимо. Но помните, что помогать с учёбой — не значит учиться вместо ребёнка.

Не давайте готовых ответов, но задавайте наводящие вопросы и позвольте вашему школьнику найти решение самостоятельно. 

Если двойка получена за поведение — нужно разобраться, что привело к такой ситуации. Возможно, стоит обсудить её с учителем, после чего объяснить ребёнку, как вести себя, чтобы это не повторилось. 

Помните: от вашей реакции на неудачи ребёнка будет зависеть то, как он сам будет относиться к неприятностям в будущем. Поэтому важно объяснить, что проблемы случаются у всех, и нужно не отчаиваться, а спокойно решать их. 

Покажите ребёнку, что любите его вне зависимости от оценок. И обязательно найдите повод для похвалы. Дайте ему понять, что двойки и пятёрки — всего лишь оценки за успеваемость, они не характеризуют его как личность.

Источник: freepik.com / @karlyukav

Можно ли учиться без двоек

Можно — там, где их не ставят. 

По результатам международного исследования «Уверенность в процессе обучения», проведённого в 2019 году компанией Harris Insights & Analytics, 79% школьников в России переживают стресс из-за неуспеваемости.

Такой высокий показатель обусловлен самой школьной системой, в которой оценка становится не отражением знаний, а мерилом успешности. Учителя хвалят отличников, приводят их в пример, а двоечников высмеивают.

Осознав, что успех в учёбе для них недостижим, некоторые дети перестают стараться и находят другие способы самоутверждения, далеко не всегда приемлемые. 

Именно поэтому школы будущего отказываются от пятибалльной системы оценок. 

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» мы практикуем геймификацию обучения: за выполнение заданий наши ученики получают знакомые многим по компьютерным играм очки опыта (XP).

Чем лучше выполнено задание, тем больше очков. За ошибки очки не вычитаются, их просто начисляется меньше. Полученные очки суммируются и позволяют ученикам получать уровни.

Для каждого нового уровня требуется всё больше XP. 

Таким образом, дети не получают плохих а значит, у них становится меньше поводов расстраиваться из-за учёбы и разочаровываться в ней. Введение в учебный процесс игровых элементов способствует повышению мотивации: у ребёнка появляется азарт, который помогает осваивать сложные темы и не терять интерес к самому процессу обучения. 

Ведь оценки — не главное, гораздо важнее, чтобы ребёнок рос уверенным в себе человеком, который не боится ошибаться, не зависит от мнения окружающих и получает удовлетворение от результатов своего труда.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/chto-delat-esli-rebenok-uchitsya-na-dvojki

Что делать, если получил

Как сказать родителям о двойке

Каждый из нас прошел через замечательную пору – детство, которое подразумевает школьную скамью. Дети с малых лет начинают учиться ранее неизвестным им предметам и дисциплинам.

Наверное, каждый из нас получал “2” в школе. Кто-то чаще, кто-то реже, а кто-то – всего одну единственную “двойку” в своей жизни. Но тот холодок, пробегающий по коже, когда впервые видишь оценку “два”, запоминается на всю жизнь.

О том, что делать, если получил “2”, можно прочитать подробнее в статье.

Как относиться к “двойке”

Увидев в тетради или услышав неудовлетворительную оценку, необходимо успокоиться и ни в коем случае не расстраиваться. Многие дети, получив “2” начинают переживать или даже плакать.

Важно помнить, что это всего лишь одна из тысячи оценок за долгие годы обучения в школе. Всего лишь нарисованная ручкой цифра, которая не стоит переживаний, нервов и слез.

Ни один работодатель никогда не спросит, были ли в школе “двойки” по контрольным или устным ответам. Оценки во взрослой жизни ничего не стоят, главное – это профессиональные знания и умения, которым ученику еще только предстоит научиться.

Однако не стоит безразлично относиться к своей успеваемости в целом или по отдельному предмету. Успешное обучение в школе – это фундамент, на котором будет строиться дальнейшая судьба человека. Если еще со школьной поры ребенок не трудолюбив, не старателен и не умеет расставлять приоритеты между учебой и развлечениями, то во взрослой жизни ему будет сложно.

Нужно понимать, что человек строит себя на протяжении всей жизни, начиная с самого детства. Те качества, которые закрепятся в сознании человека с детства, повлияют на всю его жизнь. Так что не стоит пусть учебу на самотек и считать, что знания, полученные на уроках, никогда не пригодятся.

Что делать, если получил “2”, и как исправить оценку, об этом мы расскажем далее в статье.

Причины получения “двойки”

Чтобы понять, что делать, если получил “2”, в первую очередь, нужно разобраться в причинах такого результата.

Необходимо определить для себя, получена ли неудовлетворительная отметка из-за отсутствия или недостатка знаний по предмету или же из-за невнимательности и халатности.

Если все дело в том, что не полностью понят предмет, то стоит попросить учителя еще раз объяснить тему, остаться после уроков или записаться на дополнительные занятия. Также хорошим вариантом станут занятия с репетитором, однако это требует значительных денежных затрат.

Если же страшная оценка “2” получена из-за невнимательности (забыл сделанную работу дома) или халатности (успею выучить потом, не сегодня), то в таком случае следует уделить особое внимание самодисциплине, изменить распорядок дня и отношение к учебе. Не зря ведь существует народная поговорка: “Сделал дело – гуляй смело”.

Говорить ли родителям о “двойке”

Первая мысль в голове ученика после объявления неудовлетворительной оценки: “Что делать?”. Если получил “2”, то об этом факте наверняка стоит сообщить родителям. Но не всегда, все зависит от подхода взрослых к учебе своего ребенка.

Если родители считают, что их ребенок должен самостоятельно справляться со школьными трудностями, все зависит только от него самого, то, скорее всего, лучшим выходом будет промолчать и в ближайшее время исправить оценку.

А вот если мама или папа тщательно следят за отметками своего чада, контролируют и проверяют выполнение домашнего задания, то все же лучше признаться добровольно. Однако сразу же стоит рассказать о том, какие будут предприняты меры для того, чтобы исправить двойку. Как можно сделать это, рассказано в следующем разделе статьи.

Несколько способов исправить “двойку”

Всегда и у всех есть возможность исправить “двойку”. Как сделать это? Все зависит от учителя и его отношений с учеником.

Можно попросить преподавателя переписать работу, по которой была получена неудовлетворительная оценка.

Если “двойка” была поставлена за устный ответ, то стоит подойти к учителю после урока и попросить подготовить доклад или реферат по данной теме, что позволит исправить оценку в журнале.

Бывают ситуации, когда учитель по какой-либо причине не хочет идти навстречу ученику и исправлять оценку. В таком случае остается “закрыть” ее другими отметками. Например, будет достаточно нескольких “пятерок”, поставленных после “двойки”.

В будущем стоит тщательнее готовиться к урокам и добросовестно выполнять домашнее задание. Тогда таких ситуаций больше никогда не возникнет.

Источник: https://FB.ru/article/369785/chto-delat-esli-poluchil-v-shkole

Опять двойка: что делать маме?. Статья. Воспитание ребёнка. Самопознание.ру

Как сказать родителям о двойке

Как вы встречаете ребёнка из школы? Так же, как ждали вас: “Отучился? Какие оценки принёс?..”. В голове вертятся тысяча и одно объяснение по поводу незаслуженной тройки, а в душе растёт обида: ну что ж я снова такой плохой сегодня…

На месте тройки может оказаться двойка, четвёрка и даже пятёрка — что угодно. Не в этом суть. Оказывается, главное — реакция родителей. Ошибки, которые совершали наши мамы и папы, мы тянем через всю жизнь, ломая взаимоотношения уже с собственными детьми. Ни один ребёнок не появляется в роддоме с надписью “тихий двоечник” или “неуправляемый хорошист”. Таким его делают самые близкие люди.

С рождения и до момента, когда маленький человек сядет за парту, он усваивает примерно 70% информации, необходимой для жизни. Он внятно говорит и понимает родную речь, ориентируется в пространстве, различает цвета и запахи.

Дети учатся этому без учебников и контрольных, без домашних заданий и родительских понуканий, с первого раза и навсегда. Потом наступает школа, таблицы умножения, формулы, схемы, изложения — и успеваемость постепенно снижается, процесс крайне редко поворачивается вспять.

Как всё же реагировать родителям на отметки в дневнике, чтобы не усугублять ситуацию?

  1. Заставьте себя видеть за портфелем живого ребёнка. Что для вас, как мамы, важнее — как чувствует себя дочь в этой жизни, что с ней происходит, какие отношения складываются с окружающими, интересно ли ей в конце концов на уроке — или цифры с подписью учителя в ранце, который висит на её спине?

Попробуйте встретить школьника с учёбы тремя простыми словами: “Я тебе рада”. И уже потом узнавайте, как у ребёнка дела. Именно в такой последовательности.

Маленький человек сам расскажет, какие оценки принёс в дневнике. Его они беспокоят ничуть не меньше.

Гораздо важнее для него то, как его воспринимает мама: ставит знак равенства между полученной оценкой и им как личностью или любит его таким, какой он есть.

  1. Успокойтесь. Красные “лебеди” в графе “оценка” не оставят равнодушной ни одну мать, это нормально. Вспыхнуть спичкой в такой ситуации — проще простого. И, соответственно, вызвать реакцию противодействия, агрессивной защиты у ребёнка. Частая реакция мамы — неконтролируемый крик. С этой проблемой взрослые люди нередко идут к психологу.

Наталья Еманова, психолог из Новокузнецка, рассказывает о занятиях с такими родителями: “Взрослые разбиваются по парам. Один участник должен стоять и кричать на другого по какому-то придуманному поводу, а другой должен присесть на корточки или встать на колени, чтобы быть намного меньше ростом и говорить одну фразу: “Я маленький, и я хочу, чтобы меня любили”.

Примерно на третьем повторении этой фразы родитель, который находится на месте ребёнка, начинает плакать, слёзы льются без остановки. Приходят очень сильные чувства, часто воспоминания из собственного детства. После этого упражнения кричать на своего ребёнка практически невозможно.

Все участники говорят о том, как они впервые прочувствовали, что ощущает, переживает их ребёнок”.

Безусловно, не замечать плохие отметки нельзя ни в коем случае. Реагировать на них следует обязательно. Делаем это спокойно и сначала говорим о себе. Да! “Двойку” принёс сын, а речь в воспитательных целях пойдёт о себе. Скажите ему честно и спокойно, что в этот момент чувствуете вы.

Что вы расстроены, рассержены или огорчены. Что вы готовы помочь ему исправить “неуд”. И не забудьте похвалить его честность. Тем самым вы лишите ребёнка оснований для гнева — раз, и выпустите наружу собственные эмоции — два.

Как минимум, всем участникам домашней трагедии уже становится легче.

  1. Выясните причины, из-за которых в дневнике материализовалась ненужная отметка. На одном из форумов мама особого ребёнка привела разговор с учителем после откровения сына: “Не могу я вашему ребёнку выше тройки поставить, и не просите… Что мне родители нормальных детей скажут, если я вашему хоть одну “пятёрку” поставлю или буду “четыре” часто ставить?! Вы хоть реально на своего ребёнка посмотрите: он же весь какой-то не такой — худой, бровей не видно, в очках, зубы кривоватые… Ох уж мне эти его брикеты, или как там их. И сидеть ровно не может, вечно скривится, как незнамо кто…”. Риторический вопрос: в чём вина ребёнка?

Жизнь полна сюрпризов. Узнайте ненавязчиво, откуда взялась оценка. Какую тему проходили на уроке. Что спрашивал учитель, и как ответил малыш, волновался ли при этом. Быть может, он знал ответ, но стеснялся перед сверстниками.

В таком случае укреплять в нём комплекс неуверенности не стоит, правда? И зубрёжка урока тоже не поможет. Нужно вслух проговорить задание, возможно, перед папой и мамой вместе, ещё и сестрёнку позвать в слушатели, чтобы побороть волнение.

А может, у него конфликт с учителем или проблемы с самочувствием? Будьте внимательны к его словам.

Картина Ф. Решетникова “Опять двойка”, 1952.

  1. Если педагогом оценен фактический труд — сочинение, диктант или контрольная по математике — не собирайте всё в общую кучу и не выдавайте ребёнку километровую претензию о том, в чём он грешен. Что не читает книг, поэтому и сочинение на “двойку”. Не помогает бабушке в огороде — потому нет старания. Не прибирает за собой игрушки, не моет посуду, не ложится спать вовремя и рыбок вчера не покормил… Воспитательного момента в такой пальбе по воробьям — круглый ноль. Если действительно конкретное качество привело к нежелательному результату — прорабатывайте только его. Подумайте над ошибками в тетради. Если все они — следствие одного невыученного правила — вернитесь к нему, объясните ребёнку и закрепите его на примерах.
  2. Не делайте за ребёнка то, что он может сам. Не сидите над душой, комментируя каждое телодвижение ученика. Не забирайте в нетерпении ручку, чтобы в черновике показать более логичный и быстрый вариант решения задачи. Не пишите за него реферат о поражении Наполеона, потому что он вспомнил о нём, засыпая на подушке. Если ваш ребёнок будет знать, что за него точно никто не сделает его работу — он будет рассчитывать только на себя.
  3. Позвольте ребёнку самостоятельно принять решение: сесть за уроки сразу после школы в пятницу или во второй половине воскресенья. Написать задание в чистовик или сначала потренироваться в черновике. Ответственность ни в детстве, ни во взрослой жизни не берётся с потолка. Она приходит с опытом. Не лишайте маленького школьника возможности почувствовать себя взрослым. Не получилось в этот раз — он обязательно справится в другой, и вы, как настоящая любящая мама, похвалите его за это. Сделайте акцент на достижении, а неудачу отметьте лишь своим огорчением.
  4. Из предыдущего пункта логично вытекает следующий. Позвольте случиться естественным последствиям детского решения. Откажите себе в удовольствии рисовать ночь напролёт ленточных червей на холсте или писать справки о том, что дочь заболела аккурат в день контрольной. У каждого человека есть право пережить сильные эмоции, даже отрицательные. Школьник должен понимать, что случится, если он не будет выполнять свои обязанности. Его самооценку это не понизит: ведь он взял на себя ответственность за собственные действия.

Главное, запомнить: дорога к хорошим оценкам лежит не через критику и наказание, а через успех, поощрение и внимание. Такой подход поможет ребёнку не только повысить успеваемость, но и уровень значимости в собственных глазах, укрепит веру в себя. А это значит, что высокая самооценка подтолкнёт малыша вести себя более активно, самостоятельно и в учёбе, и в жизни в целом.

Хотя в этом процессе есть одна, но очень большая сложность. Нейропсихологи предупреждают, что отношение родителей к ребёнку меняется намного медленнее, чем изменяется сам ребёнок.

Очень сложно взять и увидеть вместо упрямого неудачника, лентяя и неряхи — восьмилетнего мальчика, который ждёт вашей любви и готов на настоящие подвиги ради одной только маминой улыбки. Попробуйте начать с себя. Хорошие оценки — не самоцель, и ваш сын — не воплощение фантазий, которые приходили в вашу голову долгими зимними вечерами.

Оценки в школе — не показатель успешности в жизни. Дайте малышу возможность жить свою жизнь самостоятельно, начиная с малых лет. Любите своих детей и прислушивайтесь к тому, что они говорят.

Моя доченька закончила школу с отличием. Лиза не посещала школу ежедневно, а потому вместо 11 лет училась 7 лет. Школа не украла у неё счастливое детство: не было ранних побудок, домашних работ, стресса ежедневных проверочных работ, глупых списываний и профанации учёбы ради оценок взрослых… Читать дальшеКогда моя дочь шла в первый класс 14 лет назад, я плакала на линейке крокодильими слезами (несмотря на то, что я дипломированный педагог и воспитана в семье учителей). Вокруг стояли родители, радовались, хлопали и снимали на камеру. Они толкали меня в плечо, мол: “Ты чё, мать, радоваться надо, а ты…”… Читать дальше
По ходу повседневной жизни внутри остаётся много разных впечатлений, ассоциаций, мыслей, которые так и остаются не сформулированными и в этой статье, мне бы хотелось позволить себе свободу и без претензии на правоту и научную достоверность развить накопившиеся впечатления в текст.Моя фантазия, а точнее… Читать дальшеОграничения существуют во всяких отношениях. Любые отношения без ограничений не будут иметь для участников этих отношений никакой ценности.Установление границ в отношениях с детьми и особенно последовательность установок и поведения родителя помогает детям чувствовать себя в безопасности, и эта внутренняя… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/opyat_dvoyka_chto_delat_mame/

«Вы почему ей двойку влепили?»: как общаться с родителями в гневе

Как сказать родителям о двойке

Учителя и родители не всегда и во всём согласны, это нормально. Но иногда учителям приходится оправдываться за поставленную оценку, необъективное отношение к ребёнку, своё поведение на уроке. И далеко не всегда эти обвинения обоснованны. Наш блогер, бывший учитель Катерина Карпова, рассказывает, как можно выйти из такой ситуации.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Почему-то бытует мнение, что родитель, приходя в школу, должен защищать своего ребёнка. От чего? От кого? Мы не у себя дома чай пьём, мы на работе — работаем. У нас есть чёткий заказ от государства с чёткими программами и нормативами. Есть то, к чему нужно стремиться: ОГЭ и ЕГЭ. Так откуда эта иллюзия в головах родителей, что ребёнка от школы надо защищать? А защищая — нападать?

Понедельник. Конец рабочего дня. Сижу проверяю тетрадки. Открывается дверь и входит статная женщина в положении. Красивая, я засмотрелась.

«Здравствуйте, я мама Мадины!» — начала она, а я в голове хаотично перебираю всех учеников в своих группах и что-то Мадины не нахожу. Может ошибка какая? Говорю и улыбаюсь: «Здравствуйте, спрашивайте, я вам всё расскажу!» «Что ты мне можешь рассказать, девочка!» — уже другим тоном выдаёт она.

Перед тем, как устроиться в эту в школу, я работала в городском психологическом центре психологом. Конечно, за два года я посетила практически все тренинги и семинары, приняла в них активное и пассивное участие, получила сертификаты и определенные знания и навыки. Даже на практике уже их использовала.

И вот, три года спустя: кабинет, школа, мама Мадины. Своего рода экзамен такой: психологическая консультация тет-а-тет. Она мне — «девочка»! «Ну держись», — подумала я. У меня характер нордический, выдержанный.

Расслабляюсь, откидываюсь назад, чтобы чувствовать прямую спину, спрашиваю: «Что, простите, вы сказали?» Я прекрасно всё расслышала, но этим вопросом я проверяю настрой клиента.

Готова ли она снова чётко повторить свои слова? Несёт ли за них осознанную ответственность?

«Что ты прикидываешься, будто не слышала? — продолжает она. — Ты что за балаган устроила, детей двойками засыпаешь?»

Что делать, если на вас агрессивно нападает клиент и обвиняет вас в придуманной им мотивации якобы ваших действий? Выход есть только один: возвращаемся в «здесь и сейчас»: описываем, что происходит и ваше к этому отношение. Ни в коем случае не говорим «вы» или «ты». Это признак нападения. «Простите, — спокойно отвечаю я.

— А что сейчас происходит? Приходите ко мне, садитесь напротив, называете меня на „ты“ и обвиняете в двойках». Вижу она оторопела: «Да как ты смеешь!» Я продолжаю: «Мне не нравится то, что сейчас происходит. Мне не нравится тон нашего разговора.

Предлагаю его отложить для другого раза, когда мы обе будем в спокойном состоянии и сможем конструктивно всё обсудить».

Такая речь должна вызвать взрыв эмоций. Потому что она пришла медленно и планомерно вылить на меня весь речевой поток, который заготовила заранее, а я ей «перекрыла кислород». Естественно, сейчас рванёт. Зачем я это сделала? Потому что только выплеснув все эмоции из головы, она будет в состоянии слушать и слышать мои аргументы.

«Нет, вы мне скажите, вы всем специально двойки ставите?» «Что значит „специально“»?

У меня есть соответствующая программа, нормативы, опыт. Есть работа ученика: она либо сделана, либо нет. «А моя дочь что, не делает вашу работу? Я её знаю, она у меня умница, труженица, скромная очень. Я ей всё время говорю: не знаешь, подойди спроси! Она мне сказала, что всё сделала, что работала весь урок, за что вы ей два поставили?»

Конструктив начался, пора говорить по существу. Мы нашли тетрадку Мадины, открыли, я вспомнила: в пятницу я вела английский в чужом кабинете, у меня была замена.

Вспоминаю Мадину — она из другого класса. Тихая девочка, сидела на последней парте с подругой. Та была побойчее, даже к доске выходила. Задание было несложное: написать и разобрать 8 предложений.

Надо было подчёркнуть грамматические структуры, определить формы глагола, записать перевод. Смотрим тетрадь Мадины — там два предложения. Без разборов, без переводов. Два предложения за 45 минут — переписанные с доски.

И моя двойку за эту работу.

«Она же сделала! — говорит мама. — Вот, два предложения! Сколько смогла, столько и сделала! За что вы ей два поставили?! Она мне сказала, что не поняла, и сколько смогла сделала!»

Спокойно объясняю, что существуют нормативы, что 2 предложения — это 25% выполненного задания

Что на контрольных и экзаменах за это тоже поставят два. А если бы она два слова переписала? Тоже считать, что сделала? Мама рассказывает, что ребёнок скромный, боится подойти.

Отвечаю, что всегда прошу подходить, если что-то непонятно.

Показываю тетрадь подруги Есмин: «Видите исправления ручкой? Видите я пример записала, как должно быть? Подруга Мадины записала 4 предложения с переводом и разбором текста. Половина выполненной работы. Это тройка».

При упоминании подруги Мадины мама несколько смягчилась: «Ох уж эти подружки! Я знаю, как это бывает: одна другую отвлекает, одна другой мешает. Они ведь у нас дома часто собираются вместе.

Я всегда спрашиваю, как учёба? Всё хорошо, отвечают!» Тут мама заговорила о чём-то своём. Я слежу за её мимикой, лицом, вижу усталость в глазах и в голосе. Она несколько раз проводит по животу.

Понервничала.

Чувствую, что уже можно подводить итог: «Пускай Мадина переделает это задание самостоятельно дома, принесёт мне тетрадь, я проверю, поставлю отметку. Двойку из журнала я стереть не могу, система мне не даст, а рядом отметку поставить могу».

Мама Мадины забирает тетрадь и направляется к двери. Моя сорокаминутная консультация закончилась. Медленно выдыхаю. Она останавливается в дверях, поворачивается и говорит: «До свидания. И извините меня.» Гордо и достойно. Я оценила этот сильный жест. Кивнула и улыбнулась: «И вы извините меня, если что». Дверь закрылась. Я выдохнула.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock / GoodStudio

Источник: https://mel.fm/blog/katerina-karpova/63854-vypochemu-ey-dvoyku-vlepili-kak-obshchatsya-s-roditelyami-v-gneve

Двойка в школе. Как реагировать родителям?

Как сказать родителям о двойке

Родителей волнует не столько «рейтинг» ребенка по сравнению с другими детьми (хотя и это, конечно, тоже), сколько его внутренние ощущения, его самооценка, наличие или отсутствие желания и воли к преодолению препятствий и стойкость к неудачам.

С первой пятеркой, пожалуй, все ясно. Это, конечно, радость, следствием которой становятся рост самоуважения маленького человека, его более уверенное поведение в детском коллективе, и это праздник для родителей.

Но как начинающий ученик отнесется к первой двойке? Вообще-то тут стоит задуматься.

Всякое бывает

К сожалению, первой двойки никому не миновать — это может случиться в первом классе, а может и в шестом, но все равно когда-нибудь произойдет, ибо от «неудов» не застрахован даже гений.

Ситуации возможны самые разные: учительница не слишком понятно изложила новый материал или была в плохом настроении, сердилась на весь класс, сам ребенок проявил нормальные, но не слишком полезные в школе человеческие качества, такие, как рассеянность, невнимание к тому, что говорят на уроке. Он может быть огорчен, у него может заболеть голова.

Переживая свои личные неприятности, он способен пропустить мимо ушей объяснение или забыть записать домашнее задание. Он ведь живой человек!

В конце концов, знания и успеваемость – далеко не одно и то же. Успеваемость и успевать — однокоренные слова. Получает пятерки тот, кто успевает решать на уроках задачки, умеет быстро читать, писать, а также, не углубляясь в суть дела, в темпе выполнять домашние задания.

Иногда бывает обидно: ребенок обладает глубокими знаниями об устройстве окружающего мира, много думает, читает энциклопедии, а ему ставят двойку за то, что он не выучил к сегодняшнему дню параграф номер пять. Но ведь он не робот. Его жизнь наполнена событиями и переживаниями.

Он мог плохо себя чувствовать накануне или был занят (готовился к соревнованиям, играл на пианино, уезжал с родителями). Получается неприятная ситуация: таблицу умножения знает назубок, а упражнения номер двадцать в его тетради учительница не обнаружила.

Высокая успеваемость «успевающих» — издержки несовершенства школьной системы, которая заставляет ребенка пребывать в постоянном стрессе в течение всех лет учебы.

Итак, двойка

Надо сказать, оценка эта – вещь страшная. Однако ставить перед ребенком задачу избежать двоек, во что бы то ни стало – цель более чем сомнительная, это постоянное нервное напряжение.

Двойка, пожалуй, — первое серьезное испытание, выпадающее на долю ребенка, первая его проверка на жизненную стойкость. Честно говоря, мало кто это испытание достойно выдерживает.

Даже взрослый человек, окончивший школу, техникум и два вуза, получает психическую травму, не сдав экзамен в автошколе.

Что же говорить о ребенке, для которого оценка является чем-то вроде сертификата качества его личности! «Пять» в восприятии ребенка означает: «Я хороший, умный, красивый, этот мир меня принимает». «Два балла» убивают наповал: «Я плохой, я неудачник, меня не любят, мир меня отвергает».

К сожалению, в школе практикуется публичность выставления оценок. Ребенка позорят перед всем классом: «От семи не может отнять три! Нет, вы на него посмотрите! Ну, что? Сколько будет?» «Два!» – неуверенно произносит малыш. «Вот я тебе тоже ставлю два!» – объявляет учительница.

Или другая всем известная ситуация. Ребенка вызывают к доске отвечать. Пытаясь собраться с мыслями, он минуту молчит. «Спасибо за подробный рассказ!» — саркастически ухмыляется учитель.

Класс в восторге хохочет. Получив двойку, ребенок возвращается на место, а все пристально смотрят на выражение его лица. Заплачет? Улыбнется кривой улыбкой, скрывая отчаяние? Плакать неприлично – засмеют! Обычно дети краснеют и опускают глаза.

Им хочется поскорее скрыться, затеряться среди сверстников, не привлекать к себе внимания.

Надо сказать, после двойки ребенок следующие пятнадцать минут, а то и весь урок до конца сидит в оцепенении, ничего не слышит, не понимает, списывает с доски автоматически.

Позор был публичным, и теперь своим поведением ученик стремится доказать, что оценки — вовсе не главное. Неудовлетворительная оценка наносит ущерб дальнейшему обучению.

Помните о последствиях

Как подготовить ребенка к возможной двойке и как реагировать, если он ее уже получил. Что делать, чтобы не пропал интерес к учебе, не упала самооценка, не возникла стойкая обида на преподавателя? «А вот мой из-за двоек совсем не переживает!» — скажет кто-то. Да, ощущения, в конце концов, притупляются.

Равнодушие к оценкам приходит по мере осознания того, что в сфере учебной деятельности ничего хорошего уже не светит и надо утверждаться каким-то иным способом.

Такой ребенок пытается завоевать авторитет в сомнительной дворовой компании, демонстрирует силу, нарочито гордится благосостоянием семьи или стремится к власти над младшими и более слабыми.

Большая удача, если он компенсирует моральный ущерб, нанесенный двойками, полной отдачей творчеству или спорту. Обычно на своем интеллекте он сам ставит крест.

Если при этом его родители придают особое значение интеллектуальному развитию, за двойки называют ребенка тупым и демонстрируют неприязнь, то вскоре он отдалится от них, станет равнодушным к их словам.

Двойка способна не только помешать учебе, но и разрушить отношения в семье.

Оценки (по сложившемуся стереотипу восприятия) – это подтверждение первичного «социального статуса» ребенка, своего рода показатель того, к какому общественному слою, он будет принадлежать.

В детском саду все были равны, а в школе уже намечается перспектива: отличник = институт = карьера = начальственная должность; двоечник = неквалифицированный труд = унижение = ненависть к интеллигенции.

В результате возможно полное отрицание ребенком духовных идеалов — назло учительнице, той самой зловредной представительнице интеллигенции, которая якобы несет «вечные духовные ценности» и унижает ребенка двойками за то, что он не успел их вызубрить в срок.

Воздействие двоек на психологию детей еще недостаточно исследовано. Проблема может скрывать много подводных камней. Возможно, в школах будущего откажутся от столь прямолинейного оценивания, постараются не подрезать ребятам крылья. Но сейчас двойки узаконены, и нашим детям с ними жить и им противостоять.

Наиболее вероятные причины двоек

  • Ошибки, непонимание материала

Иногда результат может быть и отрицательным. Родители должны сказать: «Пусть двойки корректируют ход твоей мысли, а не огорчают тебя!»

  • Безразличие к учебе, лень

Ситуация тяжелая – мотивации учиться нет. Следствие взаимного непонимания с учителем, плохой программы, пропуска материала. Следует выяснить, в чем дело, и попытаться создать ребенку мотивацию, хотя бы объяснив непосредственную связь успехов в учебе с будущим благосостоянием, как это практикуют на Западе. Человек должен уметь трудиться, выдерживать конкуренцию, стойко переносить неудачи.

  • Неуспеваемость в прямом смысле учебный процесс идет быстро, не все дети могут за ним угнаться. Не успели пройти буквы, как уже надо бегло читать и т. д. Двойки возможны из-за недостаточной скорости работы. Не везет флегматикам: они часто способны, но медлительны. Темперамент, как известно, не переделаешь, поэтому надо предупредить учителя, что ребенок проявит себя скорее в сложных домашних заданиях, чем в блиц-опросе.
  • Слишком сложная программа

Часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, отдают его в престижный лицей со множеством сложных предметов, ведут в школу слишком рано. После занятий у ребенка болит голова, он устает и нервничает.

«В этом лицее надо весь вечер мучиться, чтобы получить хотя бы тройку!» – потом переживают родители.

Следует выбрать школу, где учиться хотя и сложно, но приятно, где трудности вполне преодолимы и получать пятерки можно адекватными усилиями.

Бывают двойки из-за поведения. Есть черты характера, «способствующие» получению двоек: рассеянность, невнимание, задумчивость, неуверенность в себе, тревожность. Помочь ребенку стать уверенным, сильным, собранным – вот задача родителей в данном случае.

Учитель может вызвать как любовь к предмету, так и ненависть. От отношений ребенка и преподавателя зависит очень многое. Учитель не всегда объективно ставит оценки, а ребенок даже при хороших знаниях может бояться отвечать ему урок.

Если выяснится, что на оценки влияют не только знания, но и отношения с учителем, родители должны чаще встречаться с преподавателем, показывая, что они знают, что происходит, и готовы отстаивать права ребенка. Не надо позволять учителю диктовать свою волю, надо постараться установить отношения сотрудничества – ради ребенка.

Бывают случаи явной несовместимости учителя и ученика. Если такая ситуация сложилась в младшей школе, ребенка лучше перевести в другой класс.

Какой-то процент случайных двоек всегда допустим – лишь бы он не превышал нормы.

  • Сознательный отказ учиться

Некоторые дети, решив, что инженерами не будут, могут отказаться учить математику, химию и пр. В этом случае надо говорить о пользе общего образования, о том, что даже сугубо гуманитарным профессиям (журналист, психолог, юрист) технические знания принесут неоценимую пользу.

Рекомендации тем, у кого дети уже получали или могут получить двойки

Когда вы смотрите дневник, уделяйте максимум внимания положительным оценкам. К двойкам можно остаться равнодушным.

Просто спросите: «Почему мало пятерок? Если ты чего-то не знаешь, я тебе помогу!» Если же родитель не слишком хорошо разбирается, например, в замысловатой химии и вряд ли способен помочь, он может, напротив, попросить ребенка: «Давай, я с тобой посижу, а ты мне объяснишь новый материал.

Я бы тоже хотел это знать». Одним словом, больше внимания уделяйте научной истине, а не оценкам! Если обсуждаете с ребенком двойку, то говорите по-деловому, без эмоций. Нельзя делать из двойки обобщенных выводов, таких, как «ты дурак» или «ты не знаешь физику».

Напротив, надо локализовать область, за которую получена оценка, как можно точнее: физика – механика – второй закон Ньютона. Вот этот второй закон Ньютона со всеми вариантами задач и надо как следует изучить и понять.

Следует объяснить ребенку, что даже при его неплохом уме двойки все равно могут случаться и надо уметь их спокойно исправлять, а не впадать в панику или в ярость. Умение мужественно преодолевать трудности и не сдаваться очень полезно для дальнейшей жизни.

Источник: https://mamochki-detishki.ru/dvojka-v-shkole/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.