Наименование органа прокуратуры пример

Содержание

Прокуратура – это

Наименование органа прокуратуры пример

Действующее законодательство должно неукоснительно соблюдаться всеми физическими и юридическими лицами, независимо от статуса, формы собственности и подчиненности. Для этих целей, на государственном уровне создана надзорная инстанция – прокуратура. Она, в рамках своих, полномочий осуществляет контроль за соблюдением норм действующего законодательства.

Что такое прокуратура?

Прокуратура представляет собой надзорную инстанцию. Её деятельность регулируется Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». По сути – это единая централизованная федеральная система органов.

Она функционирует независимо от других министерств и ведомств, и подчиняется напрямую президенту страны. Это сделано для того, чтобы избежать кадрового давления на прокурорских работников. Такой подход позволяет обеспечить объективность при осуществлении надзорной деятельности.

Виды надзорных инстанций в РФ

Основным видом прокуратур являются территориальные. Они осуществляют общий надзор в каждом регионе и субъекте Федерации. Кроме этого имеются специализированные инстанции, которые осуществляют надзор в конкретных сферах.

Военная прокуратура. Она осуществляет свою деятельность в Вооруженных Силах РФ, а также воинских формирования и органах военного управления. Специфика функционирования не ограничена исключительно воинской службой. Данная инстанция занимается проверкой не только вопросов, касающихся подготовки войск.

Сюда входит надзор за законностью в сфере материально-технического обеспечения и расходования топливно-энергетических ресурсов. Структура данной инстанции состоит из трех частей. Возглавляет систему военная прокуратура.

Она имеет статус структурного подразделения Генеральной. Далее по подчиненности следуют прокуратуры округов, флотов и родов войск. Завершают структуру прокуратуры гарнизонов, соединений и объединений.

Возглавляет структуру Главный военный прокурор, который является заместителем Генерального.

Ещё одним специализированным видом прокуратуры является Транспортная. Она состоит из двух частей. Первая – межрегиональные инстанции. Они имеют статус прокуратур субъектов Федерации. Вторая – региональные. Они подчинены первой части.

Транспортные прокуратуры формируются при железных дорогах, аэропортах, морских и речных портах, таможенных постах и управлениях. Они осуществляют надзор по соблюдению закона в сфере транспорта. Сюда относятся не только права и свободы граждан, но также ведение оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, участие в судебных разбирательствах.

Природоохранные инстанции функционируют на уровне городов и районов. Они подчинены прокурорам субъектов Федерации. Они осуществляют надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

В рамках своих полномочий такие инстанции координируют деятельность правоохранительных органов по соответствующим направлениям борьбы с преступностью, участвуют в судебных заседаниях, формируют отчетность и анализируют состояние правопорядка.

Прокуратуры в системе исполнения наказаний создаются в местах расположения наиболее крупных ИТУ.

Такие инстанции имеют статус районных и подчиняются прокурорам субъектов РФ. Основной их задачей является надзор за соблюдением прав и свобод лиц, отбывающих наказание. Они также вправе осуществлять проверку деятельности учреждений УИС. Если такая инстанция отсутствует в месте расположения ИТУ, то соответствующие обязанности возлагаются на районную или городскую прокуратуру.

На особых режимных объектах, закрытых административно-территориальных образованиях и специализированных воинских формированиях организованы специализированные прокуратуры. Они имеют статус районных и подчиняются прокурорам субъектов РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=8oYpvn1WCRc

Образована также Прокуратура по надзору за законностью в угледобывающей отрасли. Она была сформирована в 2010 году и является новым видом специализированных прокуратур. В настоящее время такая инстанция действует в Кемеровской области. Основной обязанностью является надзор за соблюдением законодательства о труде в сфере добычи угля.

Структура

Структурно органы прокуратур РФ состоят из нескольких ступеней. Возглавляют систему Генеральная прокуратура. Она является органам управления всей структуры. Ей подчинены все надзорные инстанции.

Далее следуют прокуратуры субъектов Федерации. К ним приравнены специализированные инстанции. Завершающим звеном являются городские и районные инстанции.

Обязанности

Основной обязанностью любой надзорной инстанции является контроль за соблюдением норм действующего законодательства.

Кроме этого прокуратура обязана принимать меры принудительного воздействия к виновным лицам, либо направлять свои предложения в уполномоченные органы.

Также представители надзорных инстанций принимают участие в уголовном процессе, в качестве обвинителей.

Допускается их участие и в гражданском процессе. Основанием для этого является индивидуальная или коллективная жалоба.

Основная деятельность

Деятельность надзорной инстанции осуществляется по различным направлениям.

К основным относятся надзор за:

  • соблюдением прав и свобод физических лиц;
  • исполнением требований законодательства структурами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • исполнением законов судебными приставами;
  • исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Кроме этого прокуратура занимается уголовным преследованием виновных лиц, принимает участие в рассмотрении дел судами, координирует работу правоохранительных органов. Также надзорная инстанция осуществляет правотворческую деятельность – принимает участие в создании, изменении и отмене правовых актов, а также осуществляет выпуск специальных изданий.

Меры реагирования по закону РФ

Главой 1 раздела III Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 установлены конкретные меры реагирования прокурора.

Прежде всего это протест. Такая мера является одной из самых распространенных. Протест приносится в связи с изданием правового акта, который не соответствует требованиям действующего законодательства. Такая мера применяется независимо от того, кем было принято решение.

Прокурорское представление имеет место в случае выявления в процессе проводимой проверки нарушений требований правовых актов. Это может произойти в результате плановой проверке, либо в связи с рассмотрением поступившей жалобы. В представлении указываются не только выявленные нарушения и причины, способствовавшие этому, но и предложения по их устранению, и мерам воздействия к виновным лицам.

Ещё одной мерой реагирования является вынесение постановления. Оно имеет место в случаях необходимости возбуждения уголовного дела или производства по административному правонарушению.

При вынесении постановлений прокурор должен быть убежден в наличии признаков преступления, либо административного правонарушения. Такие факты должны быть отражены в мотивировочной части постановления.

Завершает перечень мер реагирования предостережение о недопустимости нарушения закона. Такой документ носит профилактический характер. Вынося предостережение, прокурор информирует должностных лиц о недопустимости нарушения закона.

Каковы функции прокурора в уголовной деятельности?

В рамках уголовных дел на прокуратуру возлагается ряд функций, которые она должна выполнять. Прежде всего это координирование мероприятий, которые проводится правоохранительными органами на этапе досудебной проверки.

Например, прокурор санкционирует проведение обыска, дает разрешение на прослушивание телефонных разговоров, формирует рабочие группы.

Он же осуществляет контроль за процедурой возбуждения уголовного дела. В процессе рассмотрения дела в суде прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

Кроме этого его задачей является контроль за соблюдением прав и свобод всех участников процесса.

Какими делами занимается?

В настоящее время расследованием уголовных дел занимаются органы дознания МВД и Следственный комитет. За прокуратурой остались надзорные функции.

По этой причине нет отдельной категории дел, которыми занимается только надзорная инстанция. Прокуратура самостоятельно не возбуждает производство.

Она лишь выносит постановление о необходимости его проведения и направляет акт реагирования в уполномоченную инстанцию.

В основном это связано с должностными преступлениями, а также отнесенными к категории тяжких, например, убийство. Выносить постановление прокуратура может по любым фактам нарушения уголовного или административного законодательства.

Взаимодействие с государственными органами законодательной власти происходит путем осуществления надзора за законностью издаваемых нормативных актов на уровне Федерации, регионов и субъектов.

Все проекты государственных и ведомственных нормативных актов должны проходить согласование в надзорной инстанции. После их изучения прокуратура вправе вносить свои предложения инициатору, которые должны быть учтены при издании актов.

В противном случае проект согласован не будет.

С исполнительной властью

Взаимодействие с органами исполнительной власти осуществляется по двум направлениям – надзор и взаимодействие.

Первое заключается в контроле за соблюдением норм права при исполнении обязанностей должностными лицами. Второе подразумевает участие в различных программах, инициацию процедуры разработки нормативных актов, экспертизу подготовленных проектов.

С судебной властью

Суть взаимодействия с судами заключается в том, что прокурор вправе принимать участие не только в уголовном процессе в качестве государственного обвинителя, но также и в гражданском.

Кроме этого надзорная инстанция может принять участие в рассмотрении дела на любой стадии и вносить акты реагирования.

Прокуратура, как надзорная инстанция, имеет право проверить любую структуру, независимо от формы собственности и подчиненности.

Закон позволяет прокурорским работникам получать беспрепятственный доступ к любой информации, необходимой для проведения проверки, по результатам которой выносится акт реагирования.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/prokuratura-eto-5d1b674d3fa03b00ad3c8a16

Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры | Студент-Сервис

Наименование органа прокуратуры пример

Прокуратуры субъектов Российской Федерации (территориальные), приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта Российской Федерации.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). 

Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации.

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов.

Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Территориальные прокуратуры образованы в соответствии с федеративным устройством и территориальным делением. В каждом субъекте Российской Федерации имеется прокуратура, название которой соответствует названию субъекта РФ (прокуратура Челябинской области, прокуратура Приморского края, прокуратура г. Москвы и т. д.).

К специализированным прокуратурам относятся военные, воинских частей, транспортные (на железном, водном, воздушном), природоохранные и прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях (колониях и тюрьмах) уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.

Военные и иные специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей.

В них, равно как в прокуратурах субъектов Российской Федерации, образуются коллегии.

Система специализированных прокуратур, наделенных правами прокуратур субъектов Федерации, включает в себя, кроме военных, несколько транспортных прокуратур: Байкало-Амурская, ВолгоВятская, Восточно-Сибирская, Дальневосточная, Забайкальская, Западно-Сибирская Кузбасская, Московская, Приволжская, Северная, Северо-Западная, Северо-Кавказская, Средневолжская, Средне-Сибирская, Уральская, Юго-Восточная и Южно-Уральская, а также Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру.

При этом следует отметить, что  в ряде регионов созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных с подчинением прокурорам субъектов РФ (Амурская, Курганская, Томская области и др.).

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

В специализированных прокуратурах, приравненных к прокуратурам субъектов Федерации, образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками прокурора.

В указанных прокуратурах, также как в прокуратурах субъектов Российской Федерации, устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов.


Структуру военной прокуратуры составляют военная прокуратура, прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратуры ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы РФ и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, армий, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор.

Прокуратуры войсковых частей действуют в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо режимных объектах. В состав военной прокуратуры они не входят. Прокуроры войсковых частей осуществляют надзор за исполнением законов милицией и подразделениями ФСБ, осуществляющими свои функции на режимных объектах и тер-
риториях.

Прокуратуры войсковых частей относятся к низовому звену системы прокуратуры РФ, действуют на правах городских и районных прокуратур. 

Вместе с тем прокуроры войсковых частей наделены Генеральным прокурором РФ правом, обращаться непосредственно в соответствующие министерства и ведомства по вопросам, связанным с осуществлением надзора за исполнением законов.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществляют надзор за законностью деятельности администраций исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебно-оздоровительных учреждений уголовно-исполнительной системы.

Компетенция этих специализированных прокуратур может распространяться на несколько исправительных учреждений, расположенных на территорияхразных, граничащих между собой субъектов РФ.Прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях подчиняются прокурору того субъекта РФ, на территории

которого находится специализированная прокуратура.

При формировании Генеральной прокуратурой ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей указываются как территориальные, так и специализированные прокуратуры.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/prokuratury-subektov-rossijskoj-federatsii-priravnennye-k-nim-prokuratury/

Органы прокуратуры Российской Федерации: система и структура

Наименование органа прокуратуры пример

Система и структура органов прокуратуры РФ сформирована по централизованному принципу. Это значит, что все органы на территории государства являются целостной системой с единым подчинением Генпрокурору РФ.

Замечание 1

Согласно действующему законодательству, назначение и освобождение Генерального прокурора по представлению президента России осуществляет Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

Генпрокурор имеет в подчинении первого заместителя и заместителей, над которыми осуществляет непосредственное руководство. Система и структура органов прокуратуры формируется из Генеральной прокуратуры, территориальных, специализированных прокуратур, Академии Генпрокуратуры.

Структура Генпрокуратуры

Генеральная прокуратура осуществляет руководство всей системой органов прокуратуры. В ее структуру входят следующие главные управления, управления и отделы (в составе главных управлений и управлений):

  • Главное управление по надзору за следствием;
  • Управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью;
  • Главное управление по обеспечению участия в рассмотрении уголовных дел судами;
  • Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе;
  • Управление по надзору за исполнением федерального законодательства;
  • Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере;
  • Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму;
  • Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
  • Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;
  • Управление по надзору за исполнением права межрайонных прокуратур;
  • Главное управление международного сотрудничества, некоторые иные подразделения.

Замечание 2

Кроме того, к центральному аппарату относятся управления Генпрокуратуры РФ в федеральных округах.

В нижестоящих органах прокуратуры Российской Федерации также формируются структурные подразделения или назначаются отдельные работники, которые реализуют основные задания прокуратуры на местном уровне. При этом функция международного сотрудничества остается в исключительной компетенции центрального аппарата.

Территориальные органы прокуратуры

Система территориальных органов прокуратуры формируется согласно административно-территориальному устройству государства. Высшим звеном являются прокуратуры каждого из субъектов Российской Федерации.

При этом, вне зависимости от того где создан данный орган (республика в составе страны или область) в названии прокуратуры не используется термин «генеральная».

В городах Москва и Санкт-Петербург функционируют городские прокуратуры в качестве субъектов прокуратур РФ.

Второе звено территориальных органов образуют районные, межрайонные и городские прокуратуры. Районные прокуратуры функционируют в городах с районным разделением, а также в сельских и пригородных районах.

Замечание 3

Название данных органов формируется следующим образом: в случае, если субъект разделен с учетом национальной специфики, обязательно указывается такое название, а также дополнительно то, что прокуратура является районной.

В определенных случаях создаются межрайонные прокуратуры на правах районных. Первый из них — малочисленные районы с отсутствием крупных предприятий.

Это создает возможность объединить органы прокуратуры и распространить их полномочия на несколько таких административных единиц. Второй случай — межрайонные прокуратуры в больших городах, Примерами могут выступать, Петербург и Москва.

Обязательное условие — компактное расположение районов, вследствие чего выделение отдельных зданий и создание другой инфраструктуры признается нецелесообразным.

Городские прокуратуры на правах районных образуются в населенных пунктах при следующих условиях:

  • город имеет среднее число жителей;
  • отсутствует территориальное разделение на районы;
  • город отделен от района, на территории которого расположен.

Такие прокуратуры также функционируют в городах областного (республиканского) подчинения.

Опиши задание

Специализированные прокуратуры

Работа специализированных прокуратур направлена на осуществление надзора за теми видами деятельности, которые не входят в полномочия территориальных органов. Также такие прокуратуры функционируют на определенных территориях. К числу специализированных органов прокуратуры относятся:

Военные прокуратуры

Формируются данные органы в соответствии с системой вооруженных сил Федерации. Высшим органом является военная прокуратура. Это подразделение Генеральной прокуратуры. При этом Главный военный прокурор занимает должность заместителя Генерального прокурора.

В составе Главной военной прокуратуры организована работа управлений и отделов в их составе, а также канцелярии и приемной. В органе создается коллегия в которую входят: Главный военный прокурор, его заместители и другие работники согласно назначению.

Следующим звеном являются прокуратуры Западного, Восточного, Юго-Восточного и Центрального военных округов. К ним приравниваются: военные прокуратуры Балтийского, Северного и Тихоокеанского флота, Ракетных войск стратегического назначения и Московская городская военная прокуратура.

Замечание 4

Наиболее многочисленными являются военные прокуратуры военных гарнизонов. Они организуют работу при военных частях или других военных формированиях.

Законом определено, что полномочия таких прокуратур распространяются не только на Вооруженные силы, но и на все органы в которых предусмотрена военная служба.

Должностные лица выступают государственными обвинителями в военных судах, контролируют исполнение законов, а также выполняют другие функции, определенные законодательством.

Органы военной прокуратуры, по распоряжению Генпрокурора, могут выполнять полномочия прокуратуры за пределами России, в местах нахождения войск, а также в местностях, где по исключительным обстоятельствам не действуют другие прокуратуры.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах

Они создаются для осуществления надзора за выполнением требований законов на режимных объектах, а также для выполнения функций государственного обвинения в уголовном процессе, если преступление было совершено на территории такого объекта.

Действуют такие прокуратуры на оборонно-промышленных предприятиях, атомных электростанциях, закрытых административно-территориальных единицах в случае соблюдения режима секретности. Могут выполнять полномочия районных прокуратур и прокуратур высшего уровня.

Прокуратуры по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях

Создаются в исправительных колониях и других учреждениях, которые занимаются исполнением уголовных наказаний. Имеют права межрайонных прокуратур и подчинены непосредственно прокуратурам субъектов Федерации. Их основными функциями выступает наблюдение за выполнением законов в исправительных учреждениях и государственное обвинение по преступлениям, совершенным на таких территориях.

Транспортные прокуратуры

Выполняют работу на всех предприятиях, которые организуют перевозки. Имеют несколько уровней: высший приравнен по правам к прокуратурам субъектов РФ, и низший уровень — на правах межрайонных органов. Выполняют полномочия государственного обвинения по всем уголовным преступлениям, которые были совершены в любых видах транспорта.

Природоохранные прокуратуры

Действуют в заповедниках, а также местностях, которые имеют особое значение и требуют усиленной защиты природных ресурсов. Подчиняются непосредственно прокуратурам субъектов РФ.

Особый статус имеет Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, которая осуществляет надзор за природоохранным законодательством на территории бассейна реки Волги.

Она является прокуратурой высшего звена и подчинена непосредственно Генпрокуратуре России.

Должностные лица данных органов также выполняют роль государственных обвинителей по экологическим преступлениям.

Академия Генеральной прокуратуры

Подчинена напрямую высшему органу управления. В ее структуру входят: Юридический институт, Научно-исследовательский институт, Институт повышения квалификации руководящих кадров, а также Санкт-Петербургский и Иркутский юридические институты.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravoohranitelnye-organy-rossijskoj-federatsii/organy-prokuratury-rossijskoj-federatsii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.