Понятие и состав административного правонарушения кратко

Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав

Понятие и состав административного правонарушения кратко

В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.

В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности – нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.

Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты: 

  • Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)

Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.

Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.

Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.

Пример

Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.

Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.

Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние – результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.

Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.

Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.

Состав административного правонарушения

Составом административного правонарушения является совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаки состава административного правонарушения: 

Объект

Первую группу объектов административных правонарушений составляют общественные отношения, которые непосредственно урегулированы нормами различных отраслей права, в частности, земельного, финансового, экологического, трудового, гражданского и иных. Данные общественные отношения образуют только общий объект административного правонарушения.

Второй разновидностью объекта административного правонарушения выступает родовой объект. В качестве родового объекта действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за совершение конкретного посягательства в рамках какой  -либо конкретной главы КоАП РФ.

Примером родового объекта административного правонарушения может служить

  • правонарушения в сфере реализации прав граждан;
  • правонарушения в сфере охраны окружающей среды;
  • правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ;
  • иные.

Видовые объекты есть третья разновидность объектов административных посягательств.

Видовые объекты стоит признавать в качестве специфичных групп общественных отношений, которые располагаются в рамках конкретной главы административного законодательства.

Например, глава 8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Именно с помощью видового объекта административного правонарушения возможно разграничить и детализировать общественные отношения между собой.

Непосредственный объект – это четвертая группа общественных отношений. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, право пользования, владения и распоряжения каким-либо имуществом. Кроме того, в качестве непосредственного объекта выступают правила, запреты, требования, предписания.

Опиши задание

Объективная сторона

Объективной стороной административного правонарушения является система установленных нормами права признаков, которые характеризуют внешнее проявление этого правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителей и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Пример

Нарушение водителем транспортного средства ПДД выражается в различных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и других. Вредными последствиями данных действий могут быть: формирование опасности в дорожном движении, помехи иным участникам движения, аварийной ситуации, осуществлении ДТП.

Кроме противоправного деяния и причиненных вредных последствий 3-й составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между таким деянием и наступившими в итоге него вредными последствиями. 

Установить данную причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства возникновения вредных последствий, определить, наступили они в итоге противоправного деяния или по иным причинам, как это деяние повлияло на величину таких последствий и другое

Субъект

Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно нести административную ответственность (обладает административной деликтоспособностью). Согласно действующего законодательства, субъектами административных правонарушений являются индивидуальные субъекты и юрлица.

Индивидуальными субъектами являются физлица, которые достигли 16-летнего возраста и обладают вменяемостью.

Вменяемостью является способность физлица, которое достигло 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (которые достигли 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (которые отражают особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, другие особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов являются должностные лица.

Субъективная сторона

Вина выступает в качестве главного признака субъективной стороны. Вина может выражаться в двух формах, в виде умысла и в виде неосторожности.

Умышленная форма вины подразделяется на две разновидности, а именно, прямой умысел и косвенный умысел. При совершении правонарушения с прямым умыслом лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления. 

При косвенном умысле лицо, совершая правонарушение, осознает общественно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероятность) наступления его общественно опасных последствий хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление.

Второй формой вины в совершении административного правонарушения признается неосторожность, при которым лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественных последствий, но сознательно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativnoe-pravonarushenie/

16. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

Понятие и состав административного правонарушения кратко

Административноеправонарушение – противоправное,виновное действие или бездействиефизического или юридического лица, закоторое КоАПом РФ или законами субъектовРФ об административных правонарушенияхустановлена административнаяответственность. (ст.2.1 КоАП РФ)

Признаки:

1.Антиобщественность

2.Противоправность

3.Виновность

4.Наказуемость

Антиобщественностьпредполагаетналичие законодательно установленногоперечня социальных ценностей, которыеохраняются КоАПом (в ст.1.2. КоАПперечислены).

Противоправность– вторичный признак. В объективном смыслепрямой законодательный запрет подугрозой административного наказания.Противоправность означает, что совершениемданного деяния обязательно нарушенынормы права.

Виновностьдеяния подразумевает, что оно совершенопри наличии вины. Недопустимостьпривлечения к административнойответственности пока не доказана виналица, совершившего административноеправонарушение.

Формывины – умысел и неосторожность (ст.2.2КоАП).

Винафизического лица. Формы вины:

1.Умысел- лицо, совершившее административноеправонарушение, сознавало противоправныйхарактер своего действия (бездействия),предвидело его вредные последствия ижелало наступления таких последствийили сознательно их допускало либоотносилось к ним безразлично.

2.Неосторожность- лицо, совершившее административноеправонарушение, предвидело возможностьнаступления вредных последствий своегодействия (бездействия), но без достаточныхк тому оснований самонадеянно рассчитывалона предотвращение таких последствийлибо не предвидело возможности наступлениятаких последствий, хотя должно было имогло их предвидеть. 

Винаюридического лица.Юридическоелицо признается виновным в совершенииадминистративного правонарушения, еслибудет установлено, что у него имеласьвозможность для соблюдения правил инорм, за нарушение которых КоАПом илизаконами субъекта РФ предусмотренаадминистративная ответственность, ноданным лицом не были приняты все зависящиеот него меры по их соблюдению. 

Наказуемостьеслилицо совершило деяние, обладающее ранееназванными признаками, оно должнопонести наказание. За совершениеадминистративного правонарушениядолжна быть установлена административнаяответственность.

Составадминистративного правонарушениясовокупностьюридически значимых признаков, необходимыхи достаточных для квалификации содеянногопо соответствующей статье или частистатьи КоАПа РФ или закона субъекта РФоб административных правонарушениях.

Составадминистративного правонарушенияявляется основанием административнойответственности.

Признакисостава:

Обязательные: вина

Факультативные:цель (но бывают и обязательными вконструкции какого-либо состава)

Элементысостава(4):

1)объект

2)объективная сторона

3)субъект

4)субъективная сторона.

Толькопри наличии всех признаков составаадминистративного правонарушения лицо,его совершившее, может быть привлеченок административной ответсвенности.

Объектэтообщественные отношения, урегулированныенормами права и охраняемые мерамиадминистративной ответственности.

Видыобъектов административногоправонарушения:1) общий объект (совокупность всехобщественных отношений, возникающих всфере государственного управления,регулируемых нормами административногоправа и охраняемых нормами административнойответственности);2) родовой объект (определенный кругодносторонних общественных отношений(благ, ценностей), охраняемых единымкомплексом административно-правовыхмер, составляющих неотъемлемую исамостоятельную часть общего объекта);3) видовой объект (определенная группаобщественных отношений, которыеохраняются административно-правовыминормами, общих для ряда правонарушенийодного рода);4) непосредственный объект(конкретные общественные отношения,охраняемые административно-правовыминормами, которым причиняется ущербданным правонарушением);5) дополнительный объект (общественныеотношения, которым причиняется ущербправонарушением, но они не выступают вкачестве основного объекта правоохраны,а дополняют его);6) факультативный объект (общественныеотношения, которым в зависимости отскладывающихся условий может бытьпричинен ущерб, а может быть и непричинен).Объективнаясторона– система предусмотренных нормамиправа признаков, характеризующих внешнеепроявление административногоправонарушения.

Объективнаясторона включает следующие обязательныепризнаки:

1.противоправноедеяние (в форме действия или бездействия)

2.наступившиевредные последствия

3.причинно-следственнаясвязь между деянием и наступившимипоследствиями.

Противоправноедеяние — это сознательное, волевоедействие или бездействие, причинившеевред охраняемым общественным отношениям.

Противоправноедействие — это общественно опасное,активное, осознанное, волевое поведениесубъекта, причинившее вред охраняемымобщественным отношениям.

Противоправноебездействие — противоправное пассивноеповедение субъекта, обязанного действоватьопределенным образом.

Общественновредные последствия — негативныеизменения, происходящие (наступившие)в общественных отношениях в результатепротивоправного деяния.

Состав:1. формальный 2.материальный

Формальныйсоставне предусматривает наступления вредныхпоследствий, ответственность наступаетлишь за совершение противоправногодеяния вне зависимости от наступлениявредных последствий. Встречаетсянаиболее чаще.

Материальныйсоставвключает обязательное наступлениевредных последствий.

Причинно-следственнаясвязь — это объективная связь междуобщественно опасным деянием и наступившимивредными последствиями, при которойданное деяние определяет появлениеданного последствия.

Объективнаясторона включает следующие факультативныепризнаки(присуще не всем составам административныхправонарушений): время, место, способ,характер совершения деяния, егоповторность, злостность и др.

Субъектфизическоеили юридическое лицо, совершившиеадминистративное правонарушение.Административнойответственности подлежит лицо, достигшеек моменту совершения административногоправонарушения возраста 16 лет.

 Не подлежит административнойответственности физическое лицо, котороево время совершения противоправныхдействий (бездействия) находилось всостоянии невменяемости, то есть немогло осознавать фактический характери противоправность своих действий(бездействия) либо руководить имивследствие хронического психическогорасстройства, временного психическогорасстройства, слабоумия или иногоболезненного состояния психики.  Субъекты,совершившие административноеправонарушение делятся на:

1.общие– любые вменяемые лица, достигшиевозраста 16 дет

2.специальные– субъекты, обладающие специальнымипризнаками (должностные лица,несовершеннолетние, иностранные гражданеи др.

3.особые– военнослужащие, лица, имеющиеспециальные звания, и иные лица, накоторых распространяется действиедисциплинарных уставов или специальныхположений о службе.

Юридическимлицомпризнается организация, которая имеетв собственности, хозяйственном веденииили оперативном управлении обособленноеимущество и отвечает по своим обязательствамэтим имуществом, может от своего имениприобретать и осуществлять имущественныеи личные неимущественные права, нестиобязанности, быть истцом и ответчикомв суде.  Субъективнаясторона— это психическое отношение субъекта(физического лица), совершившегоадминистративное правонарушение, кпротивоправному деянию и его последствиям.

Обязательныйпризнак субъективной стороны – вина.Вина— это сознательное, волевое отношениесубъекта к совершенному им общественноопасному деянию и к наступившимпоследствиям, выраженное в форме умыслаили неосторожности.

Факультативныепризнаки субъективной стороны – цель,мотив (могут быть и обязательными вконструкции какого-либо состава).

Цель— предполагаемый результат, к которомустремится правонарушитель; желаемыепоследствия, которые должны наступитьв результате совершения административногоправонарушения.Мотив— то побуждение, которое толкаетправонарушителя к совершениюправонарушения.

Крайняянеобходимость

Неявляется административным правонарушениемпричинениелицом вреда охраняемым законом интересамв состоянии крайней необходимости, тоесть для устранения опасности,непосредственно угрожающей личностии правам данного лица или других лиц, атакже охраняемым законом интересамобщества или государства, если этаопасность не могла быть устранена инымисредствами и если причиненный вредявляется менее значительным, чемпредотвращенный вред. 

Возможностьосвобождения от административнойответственности при малозначительностиадминистративного правонарушения

Прималозначительности совершенногоадминистративного правонарушениясудья, орган, должностное лицо,уполномоченные решить дело обадминистративном правонарушении, могутосвободить лицо, совершившееадминистративное правонарушение, отадминистративной ответственности иограничиться устным замечанием. 

Источник: https://studfile.net/preview/1810739/page:4/

Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

Понятие и состав административного правонарушения кратко

Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Определение административное правонарушение дано в ст. 2.1 КоАП РФ.

– Это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки (черты) административного правонарушения – антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

1.Деяние это акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.

2. Действие это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

3. Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

4. Противоправность. Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает конкретную норму права

5. Виновность. Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям.

6. Наказуемость. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение.

Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения.

Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

7. Общественная вредность. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.

Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е.

личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

Под составом административного правонарушения – это установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Состав административного правонарушения:

– объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);

– объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);

– субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью);

– субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

По особенностям конструкции различаются:

1. Материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ);

2. Формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

В зависимости от степени обобщенияпризнаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом: казуистичные — как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ); обобщенные — охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.

Административная ответственность в РФ: понятие, признаки, принципы

Понятие. Административная ответственность – это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Признаки:

1. Административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью.

Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;

2. Административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

3. Поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания;

4. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

5. Существенной особенностью административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

6. В отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Принципы:

1. Принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

2. Индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

3. Ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

4. Ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

5. Принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

6. Принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

7. Принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

8. Принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

9. Принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Источник: https://studopedia.ru/9_214083_administrativnoe-pravonarushenie-ponyatie-priznaki-sostav.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.