Право жалобы

51. Право жалобы

Право жалобы

Федеральныйзакон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “Опорядке рассмотрения обращений гражданРоссийской Федерации” (с изменениямиот 29 июня, 27 июля 2010 г.)

Жалоба-просьба гражданина о восстановленииили защите его нарушенных прав, свободили законных интересов либо прав, свободили законных интересов других лиц;

ЗаконРФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I “Об обжалованиив суд действий и решений, нарушающихправа и свободы граждан” (с изменениямиот 14 12 1995 г., 9 02 2009 г.)

Дляуяснения юридических свойств и процедурразрешения все жалобы граждан следуетподелить на два типа:

административные,т. е. рассматриваемые во внесудебном, вадминистративном порядке;

судебные,рассматриваемые судами в процессеосуществления правосудия в порядкеуголовного, гражданского административногоили конституционного судопроизводства.

Инымисловами, второй тип — это обращенияграждан в суд, решения по которымпринимаются на основе норм УПК РФ, АПКРФ или ГПК РФ. К этому типу обращенийотносятся и жалобы, рассматриваемыеконституционными (уставными) судами.Все остальные жалобы, рассматриваемыесудьями не в порядке осуществленияправосудия, являются административными.

Во-первых,в законодательстве обращения первоготипа называются жалобами, но иногда изаявлениями, апелляциями. Во-вторых,административные жалобы могут подаватьсяи в суды.

Так, туда поступает много писемпо вопросам несвоевременного рассмотрениядел, возмещения ущерба. Рассматриваютсятакие обращения несудом, а судьей,председателем суда в соответствии снормами административного права.

Такимобразом, административная и судебнаяжалобы отличаются главным образом неадресатом, а порядкомрассмотрения.

Средиадминистративных жалобпо правовым признакам различаются общаяи специальная.Основания и порядок производства поспециальным жалобам устанавливаютсяспециальными нормами, содержащимися вдругих актах.

Правона общую административную жалобу сейчасфактически является неотчуждаемымправом гражданина. Каждый дееспособныйчеловек может подать ее по любомузначимому для него поводу, в любое время.

Правона общую жалобуне ограничено по содержанию.Обжалованы могут быть любые действия,а также бездействие работников любыхорганов, предприятий, учреждений,организаций, расцениваемые какнеправильные. Предметжалобы— не только незаконные, но и нецелесообразныеили аморальные деяния.

В письмах гражданзачастую речь идет о неправильномиспользовании «свободы усмотрения»,несправедливом решении вопросов,отсутствии должной четкости, обестактности, невнимании к критическимзамечаниям, использовании устаревшихприемов в работе, необоснованном выбореплощадок для нового строительства идр.

Правона специальную административную жалобучаще всего является еще одним способомзащиты прав.Оно не конкурирует с правом на общуюадминистративную жалобу, а дополняетего.

Вчисле специальных — жалобы: а)на действия и бездействие таможенныхорганов, подача и рассмотрение которыхрегулируются ТмК РФ;

б)на акты налоговых органов, подача ирассмотрение которых устанавливаютсяНК РФ;

в)на постановления по делам об административныхправонарушениях, что регламентируетсяКоАП РФ;

г)вытекающие из отношений, складывающихсявнутри коллективов организаций иобщественных объединений, рассмотрениекоторых определяется федеральнымзаконодательством, их уставами иположениями;

д)иные жалобы, в отношении которыхфедеральными законами установленспециальный порядок рассмотрения.

Специальныежалобы имеют такие особенности,как:

–наличиев федеральных законах специальных норм,регулирующих основания и порядок работыс ними;

–специальныеоснования для обжалования (приказруководителя, постановление по делу обадминистративном правонарушении и т.п.), прямо названные в законе;

–четкоезакрепление субъектов права на такуюжалобу, признание таковыми, как правило,лишь некоторых, лично заинтересованныхв деле лиц и их законных представителей;

установлениеписьменной формы и адресатов жалобы;

–специальныесроки подачи жалоб;

–процедурныеособенности в производстве по конкретнымвидам жалоб.

Каждыйгражданин вправеобратиться с жалобой в суд,если считает, что неправомернымидействиями (решениями) государственныхорганов, органов местного самоуправления,учреждений, предприятий и их объединений,общественных объединений или должностныхлиц, государственных служащих нарушеныего права и свободы.

Ответственностьгосударственного служащегонаступает в связи с его обязанностьюпризнавать, соблюдать и защищать праваи свободы человека и гражданина всоответствии со статьей 3 Федеральногозакона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ “Осистеме государственной службы РоссийскойФедерации”, статьями 4, 15 и 18 Федеральногозакона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ “Огосударственной гражданской службеРоссийской Федерации”.

Действия(решения), которые могут бытьобжалованы в суд:

Кним относятся коллегиальныеи единоличныедействия (решения), в том числе представлениеофициальной информации в результатекоторых:

–нарушеныправа и свободы гражданина;

–созданыпрепятствия осуществлению гражданиномего прав и свобод;

–незаконнона гражданина возложена какая-либообязанность или он незаконно привлеченк какой-либо ответственности.

Срокиобращения в суд с жалобой – тримесяца со дня,когда гражданину стало известно онарушении его прав;

одинмесяц со дня получениягражданином письменного уведомленияоб отказе вышестоящего органа, объединения,должностного лица в удовлетворениижалобы или со дня истечения месячногосрока после подачи жалобы, если гражданиномне был получен на нее письменный ответ.

Пропущенныйпо уважительной причине срокподачи жалобы может быть восстановленсудом.

Источник: https://studfile.net/preview/2094430/page:39/

Как написать жалобу (образцы 2020 года): примеры составления, порядок подачи жалоб

Право жалобы

Если гражданин вынужден просить о защите своих прав у органов государственной власти, ему необходимо изложить свою просьбу в виде жалобы.

Отличительная особенность данного вида переписки состоит в ее правовой регламентации: закон устанавливает как требования к самому обращению, так и порядок и сроки его рассмотрения.

В данной статье рассмотрим, как правильно составить жалобу в госорганы, чтобы она была рассмотрена и удовлетворена.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 333-05-49 Бесплатный звонок для всей России.

Законодательная база

Основные правила составления и порядка подачи жалобы зафиксированы в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ об обращениях граждан). Требования, указанные в данном законе, распространяются на любую жалобу, в какой орган власти она бы не подавалась.

Кроме того, для некоторых госорганов установлены свои правила и регламенты работы с обращениями граждан, которые могут устанавливать дополнительные требования по заявлениям граждан.

Так, при обращении в прокуратуру следует руководствоваться Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генерального прокурора РФ № 45 от 30.01.2013.

Свои регламенты работы существуют и у Пенсионного Фонда РФ.

При составлении самого обращения могут понадобиться и другие нормативные акты, регламентирующие нарушенные права гражданина. Так, жалоба на некачественный товар составляется на основании Закона о защите прав потребителей, на проблемы с коммунальными услугами – в соответствии с жилищным законодательством, неправомерные действия банков нарушают банковское законодательство и т.д.

Куда можно обратиться с жалобой?

В таблице приведены органы государственной власти, которые чаще всего получают жалобы граждан. Для Вашего удобства даны ссылки на интернет приемные, на этих же сайтах можно найти другие контакты данных госорганов, чтобы обратиться туда лично или по почте.

Что такое жалоба?

Право на обращение гражданина в органы государственной власти – одно из основных неотъемлемых конституционных прав гражданина.

Жалоба – один из видов обращений граждан в госорганы наряду с предложениями и заявлениями. Согласно ст.

4 ФЗ об обращениях граждан, жалоба представляет собой просьбу гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Таким образом, для жалобы характерны следующие особенности:

  • жалоба подается, когда права гражданина были нарушены, при этом нарушитель отказался их восстанавливать добровольно, в связи с чем возник правовой спор;
  • Важно! Согласно ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» госорганы не имеют права проводить внеплановые проверки организаций по заявлениям граждан на предмет нарушений прав потребителей, если гражданин предварительно не обращался в организацию с претензией. Исключение составляют лишь случаи, когда деятельность организации наносит вред жизни и здоровью граждан, или существует угроза нанесения такого вреда. Поэтому перед тем, как жаловаться на организацию, нужно направить в ее адрес письменную претензию. Как написать претензию – читайте в нашей статье.

  • для подачи обращения важно правильно выбрать компетентный орган. К ведению определенного органа государственной власти относится конкретный круг вопросов, регламентируемый законодательством. Если проблема, указанная в жалобе, не относится к компетенции получившего ее госоргана, он перенаправляет обращение в другой орган, обладающий соответствующей компетенцией. Чтобы не тратить свое время, лучше правильно определить орган для обращения;
  • сроки рассмотрения обращения и ответа на него строго регламентированы;
  • по обстоятельствам, изложенным в жалобе, проводится проверка организации нарушителя, при необходимости выносится предписание об устранении нарушений и накладывается штраф, а гражданину направляется ответ о предпринятых мерах;
  • жалоба в госорганы в некоторых случаях может заменить рассмотрение спора в суде: рассмотрение административной жалобы проходит для гражданина проще и быстрее, но с ее помощью нельзя решить финансовый спор;
  • жалоба может быть не только индивидуальной, но и коллективной. Такая жалоба будет иметь больший вес при рассмотрении.
  • жалобу можно подать не только на деятельность коммерческих организаций, но и на неправомерные действия или бездействие чиновников.

Как правильно написать жалобу?

Согласно ст. 7 ФЗ об обращениях граждан, письменное обращение должно содержать:

  1. Полное наименование органа государственной власти, в адрес которого направляется заявление, по возможности ФИО и должность конкретного должностного лица. Также можно написать адрес отделения, куда отправляется обращение. Эти данные можно найти на сайте интересующей организации.
  2. ФИО заявителя. Необходимо указывать достоверные личные данные, поскольку анонимные жалобы органами государственной власти не рассматриваются.
  3. Почтовый адрес заявителя, куда будет направлен ответ на жалобу, а в случае электронного обращения – адрес электронной почты. Лучше дополнительно указать свой номер телефона, чтобы в случае необходимости можно было уточнить информацию. Данные о заявителе и организации-получателе заполняются в шапке документа, если он составляется на бумажном носителе. Если заявление отправляется в электронной форме, как правило, эти данные заполняются в анкетном порядке.
  4. Суть жалобы. Обстоятельства в жалобе излагаются деловым языком, кратко и лаконично. События, которые привели к нарушению прав, описываются в хронологическом порядке. Следует указывать конкретные даты событий, ФИО сотрудников, реквизиты документов и т.д. Требования, указываемые в обращении, должны быть обоснованы нормами закона и пунктами договора при его наличии.
  5. В заключительной части перечисляются конкретные просьбы к госоргану: пресечь правонарушение, проверить соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и т.д.
  6. Список документов-приложений. Прикладывать следует копии документов, а оригиналы нужно хранить у себя.
  7. Дата и подпись.

Кроме того, в обращении не могут содержаться нецензурная брань, оскорбления и угрозы, в противном случае оно может быть оставлено без ответа. В целом же обращение составляется в свободной форме, какого-либо нормативно утвержденного шаблона жалоб в органы государственной власти не существует.

Текст обращения лучше напечатать, поскольку обращение, написанное от руки, труднее разобрать. Сотрудники госорганов получаю большое количество жалоб и не будут разбирать почерк заявителя. В этом случае заявление не будет рассмотрено.

При подаче коллективной жалобы необходимо указывать данные обо всех заявителях, и все они должны подписать обращение. Эти данные можно оформить отдельным подписным листом.

Чтобы правильно оформить заявление, можно воспользоваться нашим образцом жалобы и переделать его с учетом конкретной ситуации.

Как отправить жалобу?

В настоящее время существует множество способов обратиться в необходимый госорган. Все больше развиваются возможности электронной подачи документов.

Так, через портал Госуслуги можно обратиться практически в любой госорган. Кроме того, почти каждый орган власти имеет свой сайт с функцией приема обращений.

Данный способ подачи удобен тем, что он значительно экономит время и не требует непосредственного общения с государственными служащими.

В ряде структур предусмотрена возможность подачи смс-обращения. Номер телефона для приема обращений можно узнать на сайте соответствующей организации. Хотя такой способ обращения довольно быстрый, его сложность состоит в том, что в небольшое по объему сообщение нужно вместить как личные данные (ФИО и адрес), так и суть обращения.

Остаются и стандартные способы подачи жалобы: лично и по почте.

  1. Для личного обращения нужно предварительно записаться на прием в соответствующем отделении госоргана, прийти в назначенный час и отдать экземпляр заявления. Лучше захватить с собой второй экземпляр обращения, чтобы на нем сотрудник госоргана поставил отметку о получении. По умолчанию следует обращаться в отделение по месту жительства.
  2. По почте жалобу следует направлять заказным письмом с уведомлением о вручении. Доставку и получение такого письма можно отследить, а на руках останется доказательство вручения жалобы. Кроме того, с даты на уведомлении можно считать срок рассмотрения жалобы.

Порядок и сроки рассмотрения жалобы

Порядок рассмотрения жалоб органами государственной власти регулируется вышеупомянутым ФЗ Об обращениях граждан, в соответствии с которым письменная жалоба вне зависимости от способа ее подачи рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях данный срок может быть увеличен еще на 30 дней с обязательным уведомлением заявителя. Регистрация обращения обычно занимает от одного до нескольких рабочих дней.

В некоторых госорганах срок рассмотрения обращений сокращен. Так, в прокуратуре жалоба может быть рассмотрена в течение 15 дней, а финансовый омбудсмен рассматривает поступившие к нему обращения в течение 15 рабочих дней.

В случае необходимости по фактам, указанным в заявлении, госорган проводит внеплановую проверку организаций, включающую личное посещение, истребования документов и т.д.

Если будет выявлено нарушение закона, орган государственной власти выдаст предписание об устранении нарушений: о расторжении договоров, приведении состояния помещения в соответствие с санитарно-эпидемиологическими нормами, прекращении использования рекламных материалов и т.д. Также в отношении нарушителя может быть возбуждено административное или уголовное дело.

Решение органа государственной власти можно обжаловать в вышестоящий госорган или в суд.

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. Жалоба в органы государственной власти является одной из форм защиты прав граждан, представляющая собой письменное обращение, содержащее просьбу о решении возникшей проблемы.
  2. Подавать жалобу следует только после предварительного обращения с претензией к организации-нарушителю, за исключением случаев, когда ее деятельность причиняет вред жизни и здоровью граждан или существует угроза причинения такого вреда.
  3. Жалоба составляется в соответствии с требованиями законодательства, но в свободной форме. Обращение в каждый госорган имеет свою специфику, определяемую его компетенцией.
  4. Если у Вас возникли проблемы с написанием жалобы в госорганы, наши юристы готовы помочь составить документ любой сложности.

Источник: https://SocPrav.ru/kak-napisat-i-podat-zhalobu

Право жалобы

Право жалобы

Жалоба – это устные или письменные, индивидуальные или коллективные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные организации, к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов самого гражданина, других лиц либо общественных интересов.

Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может обратиться в любую государственную или негосударственную организацию, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу и в любое время.

Этому праву граждан корреспондирует обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимать граждан, принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы.

Так, в соответствии с Федеральным законом “О системе государственной службы Российской Федерации” от 27 мая 2003 г.

к основным обязанностям государственных служащих относится обязанность в пределах своей компетенции своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации.

В целях совершенствования работы с обращениями граждан Указом Президента РФ создано специальное Управление в структуре Администрации Президента по работе с обращениями граждан.

Основным нормативным правовым актом, определяющим юридическую природу, механизм реализации и порядок осуществления обращений граждан, является Указ Президиума Верховного Совета СССР “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан” от 12 апреля 1968 г., который действует в редакции Указа от 4 марта 1980 г. на территории Российской Федерации в части, не противоречащей законодательству РФ.

В целях усиления борьбы с анонимными наветами 2 февраля 1988 г.

данный нормативный акт был дополнен Указом Президиума Верховного Совета СССР следующего содержания: “Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления или жалобы также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит” .

Данный нормативный акт среди трех видов обращений выделяет жалобу или, как ее называют, – общую административную жалобу, которая отличается от специальной административной жалобы, регламентируемой особыми нормативными актами (например, КоАП, Трудовым кодексом).

Общая административная жалоба также предусмотрена Федеральным законом “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 14 декабря 1995 г.).

Статья 4 названного Закона устанавливает, что гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства), либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию и объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо, государственный служащий обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться в суд, т.е. использовать свое право на судебное обжалование.

Общая административная жалоба характеризуется рядом особенностей:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

1) право на жалобу не ограничено по содержанию, т.е. могут быть обжалованы незаконные, нецелесообразные и аморальные действия и бездействие, индивидуальные и нормативные акты в различных сферах управления, производства, обслуживания;

2) по форме жалоба может быть устной или письменной, индивидуальной или коллективной;

3) объект обжалования – неправильные, по мнению лица, подающего жалобу, действия или бездействие любого работника государственных органов, организаций;

4) круг лиц, имеющих право подать жалобу, не ограничен;

5) запрещается направление жалобы на рассмотрение того органа, должностного лица, государственного служащего, на действие или бездействие которого подана жалоба;

6) подача такой жалобы не ограничена каким-либо сроком, количеством жалоб по одному поводу, и перечень органов, куда может быть направлена жалоба, также не ограничен;

7) срок рассмотрения жалоб и заявлений – один месяц, кроме случаев, когда эти обращения не требуют дополнительного изучения и проверки, и они решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней; если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов, выезд за пределы города, района, где осуществляется проверка, либо принятие других мер, срок рассмотрения обращения (жалобы) может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в сокращенные сроки.

Право на специальную административную жалобу дополняет право на общую административную жалобу. Ее основания и порядок разрешения регламентируются – КоАП, Трудовым кодексом, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил и другими законодательными и правительственными актами.

Специальная административная жалоба характеризуется рядом признаков, а именно: наличием специальных норм, устанавливающих особый порядок ее рассмотрения; особыми основаниями для обжалования, названными в нормативном акте; определением в качестве субъектов обжалования только лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей; установлением лишь письменной формы жалобы; специальными сроками подачи жалобы и более краткими сроками ее рассмотрения; особенностями процедуры рассмотрения отдельных видов жалоб; юридическими последствиями подачи жалобы (например, подача жалобы на постановление по делу об административном правонарушении приостанавливает исполнение некоторых постановлений).

Источник: https://students-library.com/library/read/66680-pravo-zaloby

Производство по предложениям, заявлениям, жалобам граждан в сфере государственного управления

Право жалобы

Право на подачу индивидуальных и коллективных обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления закреплено в ст. 33 Конституции РФ.

Исходя из смысла этой статьи, граждане Российской Федерации вправе обращаться к Президенту РФ, в любые органы законодательной, исполнительной, судебной власти, в органы прокуратуры и др.

К основным видам обращений граждан традиционно относятся предложения, заявления, жалобы и ходатайства.

Предложение — это обращение граждан в государственные или общественные органы, не связанные с каким-либо нарушением, а имеющие целью обратить внимание на несовершенство регулирования, организации или деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и других структур общества с указанием путей их устранения.

Заявление — обращение гражданина в вышеуказанные органы с просьбой об удовлетворении тех или иных прав, свобод или законных интересов граждан, не связанных с нарушением, либо информирование о злоупотреблениях, нарушениях законности и иных нарушениях, которые не затрагивают непосредственно прав и интересов заявителя.

Жалоба — обращение в государственные или иные официальные органы, к их должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.

Как показывает практика, в одном и том же обращении могут содержаться указанные виды обращений в различном сочетании.

Законодательство Российской Федерации различает общее право жалобы, которым обладают все граждане, и специальное право жалобы, предоставленное лицам как участникам гражданского и уголовного процесса, административного и дисциплинарного производства и т.д. Например, участие в каком-либо процессе в качестве потерпевшего, свидетеля, эксперта и т.д.

Виды общего права жалобы

Общее право жалобы может быть подразделено на два вида: право на административное обжалование, право на судебное обжалование.

Основными актами, регламентирующими вопросы, касающиеся общего права на административное обжалование, являются Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (далее — Закон РФ № 4866-1).

В соответствии с вышеназванным Федеральным законом могут быть обжалованы действия любого должностного лица, нарушившего права и свободы граждан.

В этом Законе не содержится статей, которые бы ограничивали по тем или иным признакам круг лиц, имеющих право подавать жалобу.

В то же время в соответствии с его нормами запрещается пересылка жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действия которых подана жалоба (п. 6 ст. 8).

Закон РФ № 4866-1 дополняет названный Федеральный закон, предоставляя право гражданам обращаться с жалобой на действия (решения), нарушившие его права и свободы, либо непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства), либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию и объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Жалоба подлежит разрешению в течение 30 дней.

Если гражданину в порядке административного производства отказано в удовлетворении жалобы или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, то он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба подается либо в суд по месту жительства гражданина, права которого нарушены, либо в суд по месту нахождения органа (должностного лица), действиями которого были нарушены права гражданина.

Законодательством Российской Федерации определены сроки давности, в течение которых может быть подана жалоба. Например, гражданин может обратиться в суд с жалобой в течение 3 месяцев с того дня, когда ему стало известно о нарушении его прав.

Кроме того, он наделен правом подать жалобу в суд в течение 1 месяца со дня, когда ему стало известно об отказе в удовлетворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом), или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Суд, рассматривая жалобу, может вынести решение о признании обжалуемого действия незаконным и отменить применение к гражданину меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Суд может также, признав обжалуемое действие законным, отказать в удовлетворении жалобы.

Закон РФ № 4866-1 закрепляет право граждан обжаловать в суд любые коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, различных объединений и их должностных лиц, в результате которых были нарушены права и свободы граждан, либо созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод, либо незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В соответствии с Законом РФ № 4866-1 не могут быть обжалованы действия, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также действия, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Специальное право жалобы

Право на специальную административную жалобу дополняет право на общую административную жалобу. Ее основания и порядок разрешения регламентируются КоАП РФ, Таможенным кодексом РФ.

Специальное право жалобы связано с особенностями правового статуса граждан, имеющих право на обращение с такой жалобой (например, военнослужащего). Относительно данной категории лиц предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования.

В качестве субъектов обжалования могут быть только лично заинтересованные в деле лица и их законные представители. Жалоба подается в более краткие сроки и в письменном виде (устная жалоба не рассматривается).

Так, военнослужащий вправе обжаловать действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы, в порядке подчиненности и в военный суд в соответствии с Законом РФ № 4866-1.

По мнению авторов, в административном процессе присутствует отдельный вид и порядок обжалования лицами, пользующимися государственными и иными видами услуг. Данный вид обжалования, во-первых, закреплен в федеральных законах, во-вторых, имеются правительственные требования. С учетом его важности для административного процесса рассмотрим его более подробно.

Так, руководителям всех уровней государственных органов в процессе регулирования внутренних организационных процессов (регламентирования) в подразделениях и службах, обладающих правом или обязанностями предоставления государственных услуг, необходимо учитывать нормы Федерального закона от 27 июля 2010 г.

№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. от 28 июля 2012 г. № 133-ФЗ), а также требования постановления Правительства РФ от 16 августа 2012 г.

№ 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации».

Как видим, данный документ издан в соответствии со ст. 11.2 названного Федерального закона.

Смысл необходимости подобного суждения заключается в том, что если вопросы предоставления государственных услуг (функций) считать как самостоятельный принцип в государственном управлении, то и вопросы их регулирования в административном процессе необходимо рассматривать отдельно. Этого же требует и правительство страны.

Другими словами, в науке административного права и процесса закономерно присутствует совершенно новый самостоятельный принцип обжалования в области предоставления государственных услуг — незаконных решений (требований) и действий (бездействия) федеральных органов и их должностных лиц, федеральных государственных гражданских служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Без подобного (научно-практического) суждения и толкования в правовой науке мы не сможем говорить о соблюдении принципов правоприменительной деятельности, о государственном управлении, реализации конституционных и иных законодательных норм в России. При этом субъектами предоставления государственных услуг выступают: федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, их должностные лица; государственные внебюджетные фонды Российской Федерации и их должностные лица.

С другой стороны, подобные требования должны присутствовать и на уровне местных и муниципальных органов исполнительной власти, в частности, издание ими подобных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обжалования нарушений правил предоставления услуг на местном и муниципальном уровнях.

Постановление Правительства РФ № 840 определяет, что:

  • федеральным органам исполнительной власти (МВД России и территориальным органам), органам государственных внебюджетных фондов страны, предоставляющим государственные услуги, необходимо обеспечить прием и рассмотрение жалоб в соответствии с правилами предоставления услуг;
  • органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления следует руководствоваться настоящим постановлением при установлении особенностей подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих.

Реализация федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов страны полномочий, предусмотренных постановлением, осуществляется в пределах установленной предельной численности работников этих органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

По существу правила предоставления услуг определяют процедуру подачи жалоб на нарушение порядка их предоставления, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии) федеральных органов и их должностных лиц, федеральных госслужащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов страны при предоставлении услуг и их рассмотрения. Действие правил распространяется только на жалобы, поданные с соблюдением требований Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Источник: https://be5.biz/pravo/a014/15.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.