Преимущественное проживание это

Место жительства гражданина

Преимущественное проживание это
Энциклопедия МИП » Гражданское право – разделы » Граждане » Место жительства гражданина

Конституция РФ, как основной закон, закрепляет за каждым гражданином России право осуществлять свободный выбор места своего жительства и пребывания.

Конституция РФ, как основной закон, закрепляет за каждым гражданином России право осуществлять свободный выбор места своего жительства и пребывания. Подобное право, согласно гражданскому законодательству, признается одним из ключевых.

Понятие места жительства в гражданском праве

Место жительства гражданина является важнейшей категорией, благодаря которой можно определить правовой статус каждого человека (в том числе и несовершеннолетних детей в возрасте менее 14 лет).

В частности, с данной правовой категорией связывают признание человека без вести пропавшим или же, например, умершим. Кроме того, именно по адресу фактического места жительства направляются иски, повестки и другие документы, которые имеют важное юридическое значение для каждого человека.

Определение самой дефиниции «место жительства гражданина» дано в ст. 20 ГК РФ. Так, под этой категорией понимается – место, где определенный субъект правоотношений (т.е. гражданин) постоянно или же преимущество проживает.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в большей степени берутся во внимание жилые постройки (дома, квартиры, общежития, коммунальные квартиры), в которых лицо проживает на основании права собственности, договора найма или поднайма, соглашения об аренде и пр.

Определение права на выбор места жительства. Юридическое значение точного определения места жительства

Как было указано выше, определение конкретного места жительства субъекта позволяет государству гарантировать права и законные интересы всех граждан на территории РФ. Кроме того, точные сведения о месте пребывания человека позволяют обеспечить устойчивость правоотношений в гражданском поле, а также стабильность всей государственной системы.

Право на свободный выбор своего места жительства даруется всем без исключения гражданам. Однако ГК РФ подразумевает одно исключение из общего правила.

Так, местом жительства несовершеннолетнего ребенка до 14 лет, недееспособного гражданина, автоматически признается место, где прописаны и проживают их законные представители (родители или, например, лица, назначенные опекой, в качестве усыновителей и попечителей).

Кроме того, в юридической практике распространены случаи, когда субъекты правоотношений вынуждены покинуть место своего жительства по различным на то основаниям.

Иными словами, речь идет о том, что выбор места жительства будет носить принудительную форму, в частности, если лицо или его родственники стали жертвами преследования и других форм насильственного характера, которые несут собой определенную опасность их здоровью и жизни.

В данных случаях государство наделяет таких граждан особым правовым статусом и осуществляет всестороннюю поддержку и помощь в переселении.

Характеристика понятий «место пребывания» и «место жительства»

Зачастую из-за безграмотности простого населения не различаются такие понятия как место жительства и место пребывания. Кроме того, подобная путаница возникает и в силу того, что современное законодательство не предусматривает единой трактовки данных дефиниций, поэтому специалисты различных сфер видят в этих категориях совершенно противоположные характеристики.

Если обратиться к ЖК и ГК РФ, то под этими определениями в первую очередь законодатель понимает связь гражданина (в том числе и несовершеннолетнего ребенка, и недееспособное лицо) с определенной жилой площадью. Если проанализировать трактовку понятия к ФЗ под № 5242-I, то можно четко разграничить характеристики места жительства и места пребывания:

  • Место жительства – это место, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на основании какого-либо права (собственности, аренды, найма и пр.). К таковым местам можно отнести: квартиру, дом, общежитие.
  • Место пребывания – это место, в которое гражданин прибыл для временного нахождения. В первую очередь это гостиницы, туристические базы и пансионаты, санатории и загородные комплексы, больницы и исправительные учреждения.

Таким образом, две эти важные категории следует разграничивать, так как они определяют совершенно разный правовой статус личности.

Определение места жительства детей в возрасте до 14 лет

Одним из самых сложных вопросов в юридической практике признается определение места жительства ребенка, который не достиг возраста 14 лет. Это связано с тем, что подобная тема имеет межотраслевой характер, который одновременно затрагивает как семейное, так и гражданское законодательство.

Если обратиться к ст. 20 ГК РФ, то в данном акте указано, что местом жительства ребенка в возрасте до 14 лет будет считаться место, где проживают его законные представители.

Это могут быть как родители, так и опекуны, усыновители и пр. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ребенок частично ограничен в своем праве свободно выбирать место жительства.

Это обуславливается тем, что он еще не признан полностью дееспособным гражданином РФ.

В ситуациях, когда возникают споры о месте жительстве ребенка при раздельном проживании родителей, в законную силу вступает ст. 65 СК РФ.

В данной правовой норме закреплено, что все конфликтные ситуации разрешаются посредством суда. При этом в первую очередь учитываются интересы и права ребенка.

Но берутся во внимание и отношения, которые сложились между ребенком и родителями, опекунами или усыновителями.

Однако, несмотря на то, что в законодательстве предусмотрены нормативные статьи, которые регламентируют данный вопрос, некоторые нюансы остаются непроработанными, что в определенной степени осложняет разрешение споров о месте жительства ребенка в возрасте до 14 лет.

Регистрация граждан по месту жительства

Законодательный регламент устанавливает и фиксирует правила, по которым каждый гражданин, находящийся на территории РФ, должен провести регистрацию по месту своего жительства или пребывания. Порядок регистрационного учета субъектов правоотношений в России устанавливается не только гражданским, жилищным законодательством, но и федеральными и региональными законами.

Для осуществления регистрационного учета по месту жительства или пребывания в государственный орган, наделенный подобным полномочием, физлицо должно предоставить полный список официальной документации, в том числе:

  • Свидетельство о рождении (данный документ необходим для регистрационного учета несовершеннолетних до достижения 14 лет).
  • Паспорт, который выдан на территории РФ.
  • Паспорт гражданина СССР, оформленного по образцу 1974 года (конкретные случаи необходимости предоставления данного типа документа прописаны в законодательстве РФ).
  • Необходимо для регистрационного учета и заявление, подписанное гражданином, который является законным собственником недвижимого имущества, на территории которого и будет прописано физлицо.
  • В том случае если прописка осуществляется на территорию жилья, которое было выдано по договору найма, поднайма или аренды, то в государственный орган регистрации необходимо предоставить письменное согласие наймодателя на свершение подобного действия.
  • Если гражданин, перед тем как осуществить передвижение на новое место жительства, снялся с регистрационного учета по предыдущему адресу, ему следует предоставить, при наличии, листок убытия.

На основании этой документации орган проведет регистрацию гражданина, затем будет проставлена печать в документ, удостоверяющий личность, а также единый госреестр.

Последствия несвоевременной регистрации гражданина

Законодательство РФ четко регламентирует порядок государственной регистрации граждан, поэтому в НПА даны точные сроки, когда следует встать на учет физлицу по новому месту жительства.

Так, в ст. 19.15 КоАП РФ прописано, что если гражданин не пройдет процедуру регистрации в семидневный срок, то на него накладывается административная ответственность. Санкция в данном случае подразумевает денежный штраф в размере от 1500 до 2000 рублей.

Кроме того, ответственность за несвоевременную регистрацию по месту жительства гражданина может нести и собственник жилья. В данном случае в силу вступает норма, закрепленная в ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ. На виновное лицо налагается штраф, размер которого составляет от 2000 до 2500 рублей.

При этом следует помнить о том, что исчисление срока в 7 дней начинается только с того момента, когда субъект прибудет по новому месту своего жительства, а не по факту снятия с предыдущего регистрационного учета. Из-за незнания подобного нюанса многие граждане попадаются на уловки миграционной службы, сотрудники которой неправомерно составляют протоколы административного правонарушения.

Если такое случается, то гражданин имеет законное право обратиться в уполномоченный орган для обжалования подобного решения. В частности, заявление может быть адресовано в вышестоящий орган или же судебную инстанцию, но в срок не позднее 10 дней с момента получения протокола.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/grazhdane/mesto-zhitelstva-grazhdanina.html

Избирательное право

Преимущественное проживание это

Консультант отдела защиты политических прав человека и административных процедур Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

И.О. Братусев

igorekkmv@mail.ru

Конституцией Российской Федерации гарантируется право граждан Российской Федерации на местное самоуправление.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

По смыслу сегодняшнего законодательного регулирования прав граждан на осуществление местного самоуправления, к кругу лиц, участвующих в местном самоуправлении отнесено население конкретной территории.

В качестве существенного признака характеризующего гражданина как представителя населения определенного муниципального образования законодательством установлено наличие постоянного или преимущественного проживания.

Это означает, что местное самоуправление должно обеспечивать права и законные интересы именно тех граждан, чье постоянное или преимущественное проживание на территории соответствующего муниципального образования дает основание для отнесения их к населению данного муниципального образования.

Именно постоянное или преимущественное проживание гражданина на территории муниципального образования предполагает его причастность, как члена муниципального сообщества, к вопросам местного значения.

Федеральным законом от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ
“Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Данным Федеральным законом к вопросам местного значения отнесено существенное количество вопросов.

В том числе местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

В данной статье мы рассмотрим установленный законодательством Российской Федерации порядок участия граждан в выборах, референдуме как форму реализации права на местное самоуправление.

Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены гарантии прав граждан при регистрации (учете) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума. В соответствии с закрепленными в данном законе нормами, регистрации (учету), в качестве избирателей, участников референдума, подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.

Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума является факт нахождения места жительства гражданина на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993г.

под местом пребывания понимается – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, – в котором он проживает временно.

Под местом жительства – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, согласно действующему законодательству, условием регистрации гражданина в качестве избирателя и как следствие условием реализации гражданином права на местное самоуправление в форме участия в муниципальных выборах, референдуме является регистрация гражданина, обладающего активным избирательным правом, по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования.

Представляется, что такой порядок регистрации избирателей, участников референдума, являющийся следствием существующего в законодательстве определения понятия населения как источника местного самоуправления необоснованно ограничивает участие определенной категории граждан в местном самоуправлении.

Вместе с тем, форма данного ограничения казалось бы, соответствует ст.

55 Конституции Российской Федерации, закрепляющей возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина исключительно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В качестве оправдания подобного ограничения избирательного права служит, как правило, тезис о возможном нарушении прав граждан на местное самоуправление.

При поверхностном рассмотрении приведенный аргумент представляется в полной мере обосновывающим такое ограничение. Однако, при детальном анализе в аспекте сегодняшнего государственного устройства Российской Федерации, проводимых реформ законодательства, данный подход вызывает определенные возражения.

Всем, кто законно находится на территории Российской Федерации, Конституцией предоставлено право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Одновременно Конституцией закреплены такие права как: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности, каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, право наследования, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, право на участие в культурной жизни и, пользование учреждениями культуры.

Каждый вправе реализовать вышеперечисленные права в любом месте Российской Федерации или в нескольких местах одновременно, в том числе на территории любого муниципального образования независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе от места жительства.

Конституцией по ряду вопросов субъекту Российской Федерации предоставлено право совместного ведения наряду с Российской Федерацией, а вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, последний наделен всей полнотой государственной власти.

В отношении муниципального образования, следует обратить внимание, что при осуществлении на его территории местного самоуправления, органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения обладают независимостью, как от Российской Федерации, так и от субъекта Российской Федерации, на территории которого находится муниципальное образование.

Кроме того, органы местного самоуправления Федеральным законом могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

Не вызывает сомнения, что осуществление органами местного самоуправления полномочий по перечисленным вопросам местного значения, не может не повлиять на реализацию лицом вышеупомянутых прав и свобод.

Например установление местных налогов и сборов – на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования – право на образование; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения – право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду; создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании – право на участие в культурной жизни и, пользование учреждениями культуры. Приведенные примеры далеко не закрытый перечень возможного влияния органов местного самоуправления на реализацию прав и свобод человека и гражданина в процессе решения последними вопросов местного значения.

С учетом вышеизложенного, в законодательстве имеет место правовое неравенство.

Гражданин, пребывающий на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, имеет предоставленные ему Конституцией равные права свободы, и соответственно связанные с их реализацией обязанности, в том числе установленные нормативными правовыми актами муниципального образования, при этом, учитывая рассматриваемое ограничение, не обладает законными способами повлиять на формирование указанных органов.

Кроме того, Конституция Российской Федерации в качестве одного из возможных мест фактического нахождения человека, наряду с местом жительства закрепляет место пребывания. В тоже время дефиниция названных понятий в ней отсутствует. Их определение дано Федеральным законом (см. выше).

При анализе названных понятий следует сделать вывод, что под местом пребывания и местом жительства в обоих случаях понимается жилое помещение, только в первом случае лицо в нем проживает временно, во втором случае постоянно или преимущественно. Однако каких-либо временных ограничений в регистрации по месту пребывания не существует.

Следовательно, постоянное или преимущественное проживание гражданина возможно при наличии регистрации, как по месту пребывания, так и по месту жительства.

В отношении законодательного закрепления гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, больниц, других подобных учреждений в качестве мест пребывания и жилых домов, квартир, служебных жилых помещений, специализированных домов (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие) в качестве мест жительства следует сказать, что с правовой точки зрения, с учетом гарантированного Конституцией права на свободный выбор места пребывания и места жительства такое нормативное регулирование представляется неконституционным.

В этой связи, исходя из конституционного смысла прав и свобод человека и гражданина, а так же учитывая фактическое отсутствие различий в рассмотренных формах регистрации оснований для подобного ограничения прав граждан на местное самоуправление не усматривается.

И, если как оправдание подобного ограничения понимать защиту прав и законных интересов других лиц в форме защиты прав граждан на местное самоуправление, то, учитывая вышеизложенное оно представляется, чрезмерным, неэффективным и не актуальным.

В связи с этим возникает вопрос, нарушается ли право на местное самоуправление граждан, зарегистрированных по месту пребывания? Приведенный анализ законодательства позволяет сделать вывод о таком нарушении.

Данная проблема в полной мере поддается регулированию путем издания соответствующего нормативного акта. Форма решения может быть различна. Самым простым решением является предоставление права на местное самоуправление гражданам, зарегистрированным по месту пребывания.

Более прогрессивным и конституционным, но в то же время трудно реализуемым требующим не только соответствующей правовой процедуры, но и достижения определенного уровня развития общественного сознания является предоставление права на участие в местном самоуправлении лицам, реализующим на территории муниципального образования какое-либо право или свободу, регулирование которых на данной территории, полностью или в части отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

Источник: http://www.yurclub.ru/docs/izbir/article4.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.