Применение административной ответственности регулируется

Понятие и основания административной ответственности

Применение административной ответственности регулируется

Административная ответственность наступает за административное правонарушение (проступок), состав которого и санкции предусматриваются законом.

Административная ответственность – это форма юридической ответственности граждан и юридических лиц за совершение ими административного правонарушения.

Она представляет собой административное принуждение в виде применения уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административный проступок.

  • Административная ответственность характеризуется рядом признаков, отличающих ее от других видов юридической ответственности:
    • административная ответственность регулируется нормами административного – деликтного права, которые содержатся как в законах, так и в подзаконных актах. Уголовная ответственность может устанавливаться только уголовным законом;
    • основанием административной ответственности является административный проступок, а уголовной – преступление;
    • в отличие от гражданской и уголовной ответственности ряд взысканий, специфичных для административной ответственности, могут применяться в административном порядке, т.е. без обращения в суд;
    • в отличие от уголовной, административная ответственность распространяется не только на физических, но и на юридических лиц;
    • за административные правонарушения применяются меры административной ответственности (за уголовные правонарушения – меры уголовной ответственности);
    • в отличие от гражданской ответственности, административная ответственность имеет публично-правовой характер: это ответственность перед государством в лице уполномоченных органов государственной власти, которым нарушитель не подчинен в служебном порядке;
    • применение мер административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому они применены, считается административно наказанным в течение определенного срока (1 год);
    • меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регулирующим производство по делам об административных правонарушениях; а меры уголовной ответственности – в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, меры гражданской ответственности – в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами.
  • Основания административной ответственности – это условия, при наличии которых к нарушителю применяется административное взыскание. Они включают:
    • нормативное основание – нарушение административно-правового запрета, установленного нормой административно-деликтного права;
    • фактическое основание – совершение действий, в которых присутствует состав административного правонарушения;
    • процессуальное основание – издание компетентным органом правоприменительного акта, определяющего административное наказание.

Общие принципы административной ответственности, ее субъекты, виды и порядок применения взысканий устанавливаются КоАП РФ.

  • Основными принципами административной ответственности являются:
    • законность;
    • целесообразность ответственности;
    • неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности;
    • индивидуализация мер ответственности;
    • гуманизм.

Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. К физическим лицам относятся граждане, иностранные граждане и специальные субъекты административной ответственности. Административная ответственность граждан наступает с шестнадцатилетнего возраста.

В целях гарантий прав несовершеннолетних установлено общее правило: к лицам от 16 до 18 лет за административные правонарушения применяются меры взыскания, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (обязанность принести публичные извинения, предупреждение, штраф, если подросток имеет самостоятельный заработок и др.). Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешается в соответствии с нормами международного права дипломатическим путем.

К специальным субъектам административной ответственности относятся должностные лица, военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

Должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом, согласно КоАП РФ, понимается лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, т.е.

лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее административно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в вооруженных силах и других войсках РФ. Руководители и работники иных организаций, а также граждане-индивидуальные предприниматели, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций несут административную ответственность как должностные лица, если иное не установлено законом.

Все эти лица могут быть привлечены к административной ответственности за нарушения, связанные с несоблюдением установленных правил охраны здоровья населения, охраны природы, в сфере охраны порядка управления и других правил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности (например ст.ст. 9.6. – 9.14 КоАП РФ).

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами.

Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исправительной системы, налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок прохождения службы в этих органах.

  • Вместе с тем эти лица подлежат административной ответственности на общих основаниях (как и граждане) за нарушения в области:
    • законодательства о выборах и референдумах;
    • обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
    • правил дорожного движения;
    • правил пожарной безопасности (вне места службы);
    • законодательства об охране окружающей среды;
    • таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через границу РФ;
    • налогового и финансового законодательства;
    • в случае невыполнения законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

К этим лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим срочной службы также в виде административного штрафа.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных разделом II КоАП РФ и иными законами.

Помимо юридических лиц субъектами административной ответственности могут быть и другие лица, приравненные к ним отраслевыми или специальными законодательными актами. Так, филиалы юридических лиц могут быть привлечены к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства.

Основной мерой административной ответственности, применяемой к юридическим лицам, является административный штраф.

Источник: https://studopedia.ru/10_51917_ponyatie-i-osnovaniya-administrativnoy-otvetstvennosti.html

Тема 2.6. Административная ответственность

Применение административной ответственности регулируется

  1. Понятие административной ответственности
  2. Административное правонарушение

Административная ответственность – это самостоятельный вид юридической ответственности, которая заключается в том, что орган управления или должностное лицо вправе применить к лицу, совершившему административное правонарушение, меры административного взыскания.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок), за совершение которого к виновным применяются административные взыскания.

Административная ответственность регулируется нормами административного права, которые представляют исчерпывающий перечень административных правонарушений и административных взысканий, налагаемых за их совершение.

Основным нормативным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц, является Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый 30 декабря 2001 г. ( КоАП РФ). Он содержит не только материальные нормы (перечень взысканий, состав правонарушений и т.д.) но и нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях.

Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалось. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков.

данные статистики свидетельствуют о том, что сейчас к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, охраны природы, мелкое хулиганство и многие другие проступки привлекаются больше граждан, чем раньше.

Резко возросло число составов административных проступков, расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям.

Прежде всего это происходит путём установления административной ответственности за действия, которые раньше вообще не считались правонарушениями.

В период с 1 января 1980 г. по 1991 г. было установлено около 150 новых составов административных правонарушений.

Так, за последние годы стали административными проступками жестокое обращение с животными, проституция, азартные игры, неуважение к суду, невыполнение законных требований народного депутата и другие деяния.

Установлена ответственность за нарушение законодательства о налогах, приватизации, конкуренции.

Чем обусловлено повышение роли административной ответственности?

Во-первых, отрицательными последствиями научно-технической революции. Широкое применение сложной техники, электричества, радиоактивных элементов, газа, продукции современной химии требует, чтобы общество позаботилось о противопожарной, санитарной и иной безопасности.

Достаточный вред причиняют дорожно-транспортные проиcшествия. Возникла необходимость усилить охрану людей, материальных ценностей. Большое число рассматриваемых правонарушений и их небольшая вредность требует сравнительно простого порядка применения мер воздействия.

Это необходимо для быстрого дисциплинирующего воздействия.

Во-вторых, в борьбе с пьянством, наркоманией ведущая роль среди других видов государственного принуждения принадлежит административному.

В-третьих, совершенствование норм административного принуждения и другие факторы создали необходимые предпосылки для использования административных взысканий в борьбе с правонарушениями, посягающими на собственность, совершенными по неосторожности или причиняющими небольшой вред.

В-четвёртых, административная ответственность всё чаще используется для обеспечения нормальной деятельности представителей власти, для борьбы с самоуправством, невыполнением законных требований должностных лиц, государственных и муниципальных органов и т.д.

Основанием для привлечения к административной ответственности является административное правонарушение.

В соответствии с КоАП РФ административным правонарушением является посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.Административная ответственность наступает в том случае, если за эти правонарушения действующим законодательством не предусмотрена уголовная ответственность.

Анализ статей КоАП позволяет выделить следующие признаки административного проступка:

  1. Это антиобщественное деяние, посягающее на общественные отношения, которое повлекло или могло повлечь наступление вредных последствий (ст. 10-12 КоАП).
  2. Это противоправное действие. «Противоправность есть юридическое выражение общественной вредности правонарушений». Административный проступок – это есть деяние, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права, охраняемые административными взысканиями.
  3. Это виновное деяние, т.е. деяние волевое, сознательное, отношение к нему правонарушителя упречно, порицаемо.
  4. Возможность применения административных взысканий является общим свойством административных правонарушений. в большинстве случаев, если выявлен проступок, виновного привлекают к административной ответственности.

Под составом административного проступка понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Как явление реальной действительности правонарушения обладают огромным числом признаков.

Первая группа в свою очередь делится на входящие в состав (конструкционные) и не входящие в состав (обстоятельство смягчающие, отягчающие, исключающие ответственность, совершение проступка, военнослужащим, несовершеннолетним и др.)

Проступок – это факт реальной действительности. Реальное деяние только тогда считается проступком, когда оно содержит все названные законом признаки, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.

Объектом административного проступка являются общественные отношения. объектом административного проступка считается не всякое, а лишь такое общественное отношение, которое охраняется административным взысканием.

Родовым объектом проступков признается блок общественных отношений, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. Можно различать такие родовые объекты, как отношения в сельском хозяйстве, в промышленности и т.д.

Видовой объект – разновидность родового, специфическая группа общественных отношений, общих для ряда проступков одного рода. Видовой объект широко используется законодателем, который специальными актами установил административную ответственность, например нарушение ПДД.

Объективная сторона состояния проступка – это система предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих его внешние проявления. Важнейший среди них тот, который характеризует само деяние человека (кража, торговля, хранение и т.д.)

Деяние – это стержень, вокруг которого группируются иные черты объективной стороны (способ, время, место и др.)

Субъектом проступка является тот, кто его совершил, лицо в деянии которого имеется описанный в законе проступок. Очевидно, что сам он в состав не входит, а состав включает в качестве конструктивных те признаки, которые характеризуют исполнителя неправомерного деяния.

Все признаки субъекта можно поделить на две группы: общие и специальные. Общими признаются такие, которыми должно обладать любое лицо, привлекающееся к административной ответственности. их два: достижение 16-летнего возраста и вменяемость. Специальные признаки можно поделить на группы, отражающие:

  1. Особенности труда, служебного положения (должностное лицо).
  2. Прошлое противоправное (лицо, находящееся под надзором, привлекающееся к административной ответственности).
  3. Иные особенности правового статуса граждан (военнообязанные, иностранец и др.)

Субъективная сторона проступка – это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному.

Административное взыскание – это мера административной ответственности за административное правонарушение.Цель его – защита правопорядка, воспитание лиц, совершивших административные правонарушения, в духе уважения к закону и предупреждение совершения новых правонарушений самими правонарушителями и другими лицами.

В ст. 24 КоАП закреплены такие административные взыскания:

  1. предупреждение;
  2. штраф;
  3. возмездное изъятие предмета;
  4. конфискация предмета;
  5. лишение специального права;
  6. исправительные работы;
  7. административный арест.

Предупреждение – применяется в качестве самостоятельной меры наказания незначительных административных нарушений, а также к лицам, которые впервые совершили проступок. Оно, как и всякое иное взыскание, налагается путём издания письменного постановления.

Штраф – взыскание имущественного (денежного) характера. Его минимальный размер равен 1/10, а максимальный – 100 минимальным месячным оплатам труда или до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, повреждённого имущества.

Возмездное изъятие – применяется только в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Оно состоит в принудительном изъятии предмета, его последующей реализации и передачи бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов по реализации.

Конфискация – это принудительное безвозмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства.

Лишение специальных прав – это есть ограничение правосубъективности гражданина в административном порядке за административные проступки.

Эта мера применяется в отношении тех субъективных прав, которые ранее были предоставлены субъекту органами государственного (муниципального) управления.

Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган управления на время лишает его этого права. Это взыскание относится к числу длящихся, минимальный 15 суток, максимальный равен 3 годам.

Исправительные работы применяются на срок от 15 дней до двух месяцев с отбыванием по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение. Часть его заработка (не более 20 %) удерживается в доход государства.

Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений – до 30 суток. Административному аресту не могут подвергаться беременные женщины, женщины, имеющие детей до 12 лет, несовершеннолетние, инвалиды 1 и 2 групп. Административный арест применяется только по решению суда.

За совершение мелкого хулиганства виновный может быть подвергнут штрафу, исправительным работам и административному аресту. Начальник ОВД вправе рассматривать такие дела, но он может только штрафовать виновного.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, законодательство признаёт:

1. чистосердечное признание виновного;

2. предотвращение виновным вредных последствий или устранение причинённого вреда;

3. совершение правонарушения под воздействием сильного душевного волнения, либо стечение тяжёлых личных обстоятельств;

4. совершение правонарушения несовершеннолетними, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребёнка до одного года.

В настоящее время проблема множественности правонарушений причиняет обществу, как правило, больше вреда чем совершение единичных проступков.

Первым признаком множественности является наличие нескольких самостоятельных правонарушений.

Вторым признаком является единство субъектов. Все противоправные действия совершаются одним лицом.

Процедура привлечения к административной ответственности в КоАП называется производством по делу об административном правонарушении. Различают особое и упрощенное производство.

Особое производство по делу об административном правонарушении представляет собой ряд последовательно связанных между собой процессуальный действий, образующих такие стадии, как возбуждение дела, рассмотрение его компетентным органом, вынесения постановления по делу и его исполнение.

На практике данное производство (например, по мелкому хулиганству) может начаться с привода правонарушителя в отделение милиции и составлении протокола о правонарушении, передача дела сначала начальнику милиции, который может направить его на рассмотрение судьи.

Судья рассматривает данное дело и выносит постановление о наложении на виновного лицо административного взыскания в виде административного ареста.

Примером упрощенного производства является рассмотрение инспектором ГИБДД дела нарушении пешеходом правил дорожного движения. Подобное правонарушение является малозначительным, и гражданин не оспаривает своей вины. При упрощенном производстве протокол не составляется, а взыскание (штраф, предупреждение) налагается на месте совершения правонарушения.

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА.

Тема 3.1. Гражданское право: понятие, принципы, методы регулирования, система.

Источник: https://studopedia.su/2_48215_tema--administrativnaya-otvetstvennost.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.