Состав административного правонарушения понятие и общая характеристика

Понятие и юридическая характеристика состава административного правонарушения

Состав административного правонарушения понятие и общая характеристика

ТЕМА 5. АДМСИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ: СОСТАВ И КВАЛИФИКАЦИЯ

(Тезисы лекции)

Омск 2010

ПЛАН:

Введение

§1. Понятие административного правонарушения

§2. Понятие и юридическая характеристика состава административного правонарушения.

§3. Квалификация административных правонарушений

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Понятие административного правонарушения

1.1. Понимание сущности административного правонарушения, характеристика его признаков, состав административного правонарушения и его элементы являются основополагающими составляющими при изучении курса учебной дисциплины «Административное право России».

1.2.

Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государ­ственной дисциплины в определенных сферах деятельности, кото­рые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций неза­висимо от их организационной подчиненности и формы собственности. К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила и т.п.  

Соблюдение таких правил соответствует интересам граждан, общества и государства, а их нарушение противоречит им и нередко приводит к вредным и даже общественно опасным последствиям.

1.3.Административным правонарушениемпризнается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответствен­ность.

Анализ этого определения позволяет выделить общие признаки, присущие всем административным правонарушениям:

– административную противоправность, деяние, т.е. действие или без­действие, виновность и

– административную наказуемость.

Законодатель при определении в ст. 2.1 КоАП административного правонарушения в числе его признаков не называет общественную опасность, в отличие от понятия преступления.

В юридической литературе существует точка зрения, согласно которой общественная опасность деяния присуща только преступлениям, а административный проступок характеризуется лишь «вредоносностью».

1.4. Административное правонарушение какдеяниепредставляет собой единство физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП.

1.5. Административное правонарушение как противоправное деяние может выражаться в форме действия либо бездействия.

Действие – это активное нарушение установленной обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения).

Бездействие – это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например, уклонение от подачи декларации о доходах)

1.6. Обязательным признаком административного правонарушения является виновность совершенного деяния. Вина выражает психическое отношение лица к содеянному и его последствиям.

Вина – это психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному действию или бездействию, его последствиям в форме умысла либо неосторожности.

Вина является необходимым признаком административного правонарушения.

1.7. Неотъемлемым признаком административного правонарушения является и административная наказуемость. Общественно опасное деяние, запрещенное законом, признается административным правонарушением лишь в том случае, когда за его совершениепредусмотрена административная ответственность.              

    Любое административное правонарушение характеризуется наличием совокупности названных признаков.Отсутствие любого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением.

Понятие и юридическая характеристика состава административного правонарушения.

2.1. Понятие административного правонарушения, закрепленное в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. содержит общие признаки присущие всем без исключения административным правонарушениям.

Их совокупность в юриспруденции получила название состава административного правонарушения.

Таким образом, совокупность установленных законом признаков, определяющих деяние как конкретный вид административного правонарушения, именуется составом административного правонарушения.

 2.2.  Описание признаков состава административного правонарушения содержится в диспозициях статей Особенной части Кодекса об административных правонарушениях. Однако в них указываются не все признаки состава, а лишь те, которые характерны для данного вида административного правонарушения и необходимы для его индивидуализации.

Указания на иные признаки состава административного правонарушения – общие для всех административных правонарушений, содержатся в нормах Общей части КоАП РФ.

2.3. Состав административного правонарушения – это своеобразная правовая модель административного правонарушения, включающая в себя совокупность определенных признаков.

К числу объективных признаков состава административного правонарушения относятся объект и объективная сторонаадминистративного правонарушения.

2.4. Объектом административного правонарушения являются охраняемые правом общественные отношения, на которые посягает административное правонарушение.

Все общественные отношения, признаваемые объектами административных правонарушений.

В юридической литературе выделяется общий, родовой и непосредственный объект административного правонарушения.

В качестве общего объекта административного правонарушения рассматривается вся совокупность указанных в КоАП РФ общественных отношений. 

Родовым объектомпризнается группа однородных, близких по содержанию или сфере возникновения и существования общественных отношений.

Конкретное общественное отношение, на которое посягает административное правонарушение, именуется непосредственным объектом административного правонарушения.

2.5. Объективная сторона состава административного правонарушения – это совокупность указанных в административно-правовой норме признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения.

Обязательным элементом объективной стороны состава административного правонарушения является деяния, которое может выражаться в действии или бездействии.

Бездействие выражается в пассивном поведение лица, в невыполнение возложенных на него обязанностей.

В некоторых случаях бездействие не тождественно физическому бездействию.

Уклоняясь от выполнения обязанности лицо, может вести себя весьма активно (например, невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования ст. 12.26 КоАП России).

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения являются: последствия совершенного деяния, причинная связь между деянием и его последствиями, место, время, способ и средства его совершения административного правонарушения.

Большинства составов административных правонарушений, не содержатся указания на последствия.

Подобные составы именуются формальными. В этих случаях правоприменителю не требуется устанавливать фактические последствия

КоАП России содержит и материальные составы, конструкция которых включает указания как на характер деяния так и на его последствия.

Объективная сторона материальных составов административных правонарушений помимо деяния и его последствий содержит такой признак, как причинная связь между деянием и наступившими последствиями.

К числу факультативных признаков объективной стороны состава административного правонарушения относятся также место, время, способ совершения правонарушения,  средство его совершения – орудие или предмет (Оружие).

2.6. Субъективными признаками состава административного правонарушения являются субъективная сторона административного правонарушения и субъект административного правонарушения.

Понятие субъекта административного правонарушения включает в себя совокупность указанных в законе признаков:.  

Они подразделяются на общие и специальные.

Общие признаки являются обязательными для субъекта любого административного правонарушения. К их числу относятся возраст(16) лет)и вменяемость лица.

Вменяемость лица – это способность лица отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

КоАП России определят, что не под­ле­жит ад­ми­ни­стра­ти­вной от­ветс­твен­но­сти фи­зи­че­ское ли­цо, ко­то­рое во вре­мя со­вер­ше­ния про­ти­во­прав­ных дейс­твий (без­дейс­твия) на­хо­ди­лось в со­сто­янии не­вме­ня­емо­сти, то есть не мог­ло осо­зна­вать фак­ти­че­ский ха­рак­тер и про­ти­во­прав­ность своих дейс­твий (без­дейс­твия) ли­бо ру­ко­во­дить ими вследс­твие хро­ни­че­ско­го пси­хи­че­ско­го рас­стройс­тва, вре­мен­но­го пси­хи­че­ско­го рас­стройс­тва, сла­бо­умия или ино­го бо­ле­знен­но­го со­сто­яния пси­хики (ст. 2.8 КоАП России).

 Следует учитывать, что невменяемость как юридическое понятие характеризуется медицинским и юридическим критерием.

Медицинский критерий предполагает наличие у лица хро­ни­че­ско­го пси­хи­че­ско­го рас­стройс­тва, вре­мен­но­го пси­хи­че­ско­го рас­стройс­тва, сла­бо­умия или ино­го бо­ле­знен­но­го со­сто­яния пси­хики (шизофрения, некоторые формы эпилепсии, идиотизм,дебильность и др.).

Юридический критерий невменяемости отражает степень влияния психического заболевания на способность лица осознавать совершаемые действия, руководить ими.

. Специальные признаки отражают либо особенности должностного положения лица, либо иные особенности правового статуса лица: военнообязанные, иностранные граждане и лица без гражданства.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризует внутреннее, психическое отношение правонарушителя к противоправному деянию и его последствиям.

Обязательным признаком субъективной стороны административного правонарушения является вина – психическое отношение лица к своим действиям и их последствиям, которая может проявляться в формах умысла или неосторожности.

Интеллектуальные критерии отражают процессы, происходящие в сфере сознания правонарушителя – понимание общественной опасности совершенного деяния и предвидение его опасных последствий.                      Волевой критерий характеризует состояние воли лица – его желание (или предвидение) наступления указанных последствий.

Факультативным признаком субъективной стороны состава административного правонарушения является цель.

Юридическое значение состава административного правонарушения состоит в том, что установление в деянии лица всех его признаков состава правонарушения дает основание установить факт совершения лицом административного правонарушения и позволяет осуществить квалификацию деяния.

Источник: https://studopedia.ru/20_26180_ponyatie-i-yuridicheskaya-harakteristika-sostava-administrativnogo-pravonarusheniya.html

Юридический состав административного правонарушения | Студент-Сервис

Состав административного правонарушения понятие и общая характеристика

1.

Понятие состава административного правонарушения

2. Объект административного правонарушения

3. Объективная сторона административного правонарушения

4. Субъект административного правонарушения

5. Субъективная сторона административного правонарушения

1.

Понятие состава административного правонарушения
Под составом административного правонарушения понимается установленная правом совокупность признаков (элементов), при наличии которых антиобщественное деяние может повлечь административную ответственность.
Элементами состава административного правонарушения являются: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона.

2. Объект административного правонарушения
Объект административного правонарушения – это общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления. Регулируются нормами права и охраняются мерами административной ответственности (общий объект).

В качестве критериев деления общего объекта выступают:
• отрасли общественной деятельности, в которых складываются общественные отношения.

В соответствии с данным критерием различают такие родовые объекты, как отношения в сельском хозяйстве, в промышленности, на транспорте;
• содержание охраняемых общественных отношений.

По этому критерию различают такие родовые объекты, как государственный и общественный порядок, установленный порядок управления, права и свободы граждан, государственная и иные формы собственности.

Каждый административный проступок имеет видовой, непосредственный объект посягательства, которым является специфическая группа общественных отношений, общих для ряда проступков одного рода (например, видовым объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.14 КоАП «Нарушение правил маневрирования», является безопасность дорожного движения).

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

3. Объективная сторона административного правонарушения
Объективная сторона административного правонарушения заключается в деянии (действии или бездействии), которое выражается в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил.

Наличие объективной стороны во многих случаях зависит от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, систематичность противоправного деяния.
объективной стороны может включать характер деяния:
• повторность.

В соответствии с законодательством под повторностью подразумевается совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию;
• длящееся правонарушение.

Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействия.

4. Субъект административного правонарушения
Субъектом административного правонарушения является лицо, совершившее административное правонарушение. По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются коллективные и индивидуальные субъекты.

Коллективные субъекты – юридические лица и иные коллективные образования. В настоящее время организации признаются субъектами административных правонарушений нормами таких отраслей права, как земельное, финансовое, налоговое, лесное, водное, природоохранительное и др.

Индивидуальные субъекты – это граждане и иные категории лиц, которые обладают административно-правовым статусом с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций.

Признаки индивидуального субъекта подразделяются на две группы:
• общие – это такие признаки, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности (достижение 16-летнего возраста и вменяемость);
• специальные – это признаки, отражающие: особенности труда, служебного положения (работник предприятия торговли, водитель, должностное лицо); прошлое противоправное поведение (лицо, находящееся под надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности); иные особенности правового статуса (военнослужащие, иностранные граждане).

5. Субъективная сторона административного правонарушения
Субъективная сторона административного правонарушения – это психическое отношение субъекта к совершаемому противоправному действию или бездействию и его последствиям.
Выражается в форме:
•  умысла.

Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично;
•  неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/yuridicheskij-sostav-administrativnogo-pravonarusheniya/

Состав административного правонарушения

Состав административного правонарушения понятие и общая характеристика

Тема про состав административного правонарушения имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. Все потому, что отсутствие состава нарушения является основанием прекращения административного производства по делу. На любой его стадии. После возбуждения дела об административном правонарушении и до обжалования. 

Что такое состав административного правонарушения

Совокупность элементов, при наличии которых то или иное действие или бездействие (деяние) признается административным правонарушением, и есть состав административного правонарушения.

Теоретики выделяют 4 элемента, каждый из которых имеет свои обязательные признаки.

И в совокупности государство признает их достаточными и необходимыми для признания деяния административным правонарушением.

Наличие элементов и признаков состава доказывает уполномоченный орган (должностное лицо) в рамках привлечения к административной ответственности. Составы конкретных правонарушений закрепляет каждая статья Особенной части КоАП РФ. Или закона субъекта Российской Федерации (подробнее – административные комиссии). 

Обязательными элементами состава административного правонарушения являются:

  • объект 
  • субъект
  • объективная сторона
  • субъективная сторона

В качестве примера отсутствия состава административного правонарушения приведем пример.

Одним из нарушений в области дорожного движения является управление транспортным средством лицом, не имеющим водительского удостоверения.

Если это был водитель 14 лет, то состав административного правонарушения отсутствует. Порок в субъекте. Ведь он на момент совершения нарушения должен достигнуть 16 лет.

Элементы состава административного нарушения

Объект административного правонарушения – общественные отношения, на которые посягает деяние. Этот объект посягательства охраняет закон. КоАП РФ или закон субъекта России. Он бывает общим (здоровье, общественная безопасность и т.п.

), родовым, видовым и непосредственным (конкретные отношения, которым причинен ущерб). Разделение объекта на виды имеет больше теоретическое значение. С практической точки зрения указание на объект нарушения содержится в наименовании главы Особенной части КоАП РФ.

И в самой формулировке административного нарушения.

Объективная сторона как элемент состава административного правонарушения – это внешнее проявление проступка. Совокупность или единичный акт действия или бездействия. А также наступившие в результате причинно-следственной связи с ним последствия (вред). Обязательные его признаки: 

  • деяние – действие или бездействие
  • последствия нарушения – вред, угроза вреда, ущерб 
  • деяние – причина, вред (его угроза) – следствие. 

Дополнительными элементами являются место совершения административного правонарушения, время, способ, обстановка.

Нюанс: КоАП РФ закрепляет много формальных составов правонарушений. То есть для таких деяний не обязательно наступление какого-то материального последствия.

Самой угрозы нормального функционирования охраняемым отношениям (объекта) достаточно, чтобы нарушение было оконченным. Например, превышение скорости водителем признается потенциально опасным поведением.

И ответственность будет независимо от наличия какого-либо материального вреда. Однако малозначительность административного правонарушения можно распространить на любую статью.

Субъект в составе административного нарушения

Субъект – это тот, кто совершил правонарушение. Соответственно, это лицо, которое может быть привлечено к административной ответственности.

Закон предъявляет отдельные требования к субъекту. В общем смысле, это физические и юридические лица. Физические лица – независимо от гражданства, но достигшие 16 лет.

Причем в ряде случаев для несовершеннолетних комиссия может применить освобождение от административной ответственности. Помимо требований к возрасту, закон закрепляет и вменяемость. То есть способность понимать свои действия и руководить ими.

Временное или постоянное психическое расстройство могут стать причиной освобождения от ответственности.

Иностранные граждане являются специальными субъектами за нарушение режима пребывания в России и правил пересечения границы РФ (глава 18 КоАП РФ). Также специальными субъектами по ряду правонарушений являются должностные лица, водители и т.п. Требования к лицу, которое может быть признано субъектом правонарушения устанавливает статья Особенной части КоАП РФ.

Особыми субъектами являются военнослужащие, работники силовых структур и иные лица, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов и специальных положений о службе. Некоторые виды административных наказаний к ним не применяются. А в некоторых случаях наказание применяется только к ним.

Субъективная сторона и состав административного правонарушения

Отношение субъекта к совершенному деянию есть субъективная сторона правонарушения. Именно поэтому невменяемость автоматически означает отсутствие состава правонарушения.

Обязательным элементом субъективной стороны является вина. Она может быть выражена в форме умысла:

  • субъект понимает противоправность своих действий, осознает и желает наступления вредных последствий (прямой умысел)
  • он понимает противоправность действий, осознает наступление вредных последствий, но безразлично относиться к их наступлению (косвенный умысел)

Вина может быть выражена в форме неосторожности:

  • субъект предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал их предотвратить (легкомыслие)
  • он не предвидел наступление последствий своего деяния, хотя должен был и мог их предвидеть

Дополнительными элементами субъективной стороны являются мотив и цель.

Отсутствие вины, а в ряде случаев конкретной формы вины, означает отсутствие состава административного правонарушения, а, значит, и неприменение административного наказания.

Источник: https://iskiplus.ru/sostav-administrativnogo-pravonarusheniya/

Административное правонарушение понятие и характеристика

Состав административного правонарушения понятие и общая характеристика
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 18Следующая ⇒

Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Определениеадминистративное правонарушение дано в ст. 2.1 КоАП РФ.

Этопротивоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки (черты) административного правонарушения – антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

1. Деяние- это акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.

2.Действие — это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

3.Бездействие— это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

4.Противоправность. Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает конкретную норму права

5.Виновность. Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям.

6.Наказуемость. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение.

Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения.

Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

7.Общественная вредность. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.

Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е.

личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

Под составом административного правонарушения -это установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Состав административного правонарушения:

-объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);

-объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);

-субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью);

-субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

По особенностям конструкции различаются: 1.материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.

24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ); 2.формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.

4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

В зависимости от степени обобщения признаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом:казуистичные — как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ); обобщенные — охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.

10.Административная ответственность в РФ: понятие, признаки, принципы.

Понятие. Административная ответственность – это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Признаки:1. административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью.

Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;

2. административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

3. поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания;

4. применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

5. существенной особенностью административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

6. в отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Принципы:1.принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

2.индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

3.ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

4.ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

5.принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

6.принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

7.принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

8.принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;9.принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).
⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3x57e1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.