Состав и виды административного правонарушения

Виды составов административных правонарушений

Состав и виды административного правонарушения

⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒

Все конкретные составы правонарушений в зависимости от признаков, характеризующих элементы состава, можно подразде­лить на различные виды (группы). Деление составов правонару­шений на виды способствует более глубокому уяснению их сущ­ности, содержания.

По особенностям конструкции объективной стороны различа­ются материальные и нематериальные составы правонарушений.

Материальными считаются составы, в которых объективная сторона включает деяние и его последствия. Например, такими являются составы умышленного причинения телесного поврежде­ния (ст. 9.1), причинения имущественного ущерба (ст. 10.7), умышленного уничтожения либо повреждения имущества, по­влекшего причинение ущерба в незначительном размере (ст. 10.9).

Нематериальными считаются составы правонарушений, объ­ективная сторона которых включает сам факт совершения деяния вне зависимости от дальнейших последствий, которые могут быть вызваны этим деянием. Фактическое наступление последствий не является обязательным признаком состава и может влиять лишь

на размер взыскания, применяемого к виновному лицу. Напри­мер, незаконное принятие иностранной валюты в качестве пла­тежного средства (ст. 11.1), нарушение порядка ведения кассовых операций (ст. 11.7),/нецелевое использование валютных средств (ст. 11.

46), самовольное захоронение радиоактивных отходов, про­дуктов, материалов или других предметов, загрязненных радио­нуклидами (ст. 15.5), являются административными правонару­шениями независимо от того, был ли причинен какой-либо мате­риальный ущерб. Под последствиями понимается материальный ущерб, вред здоровью человека, создание аварийной обстановки.

В большинстве составов подобные последствия не оговорены. Од­нако подобные правонарушения причиняют вред общественным отношениям.

Повиду субъекта правонарушения составы можно разделить на общие, специальные и смешанные. Кобщим относятся те, субъ­ектом которых являются граждане Республики Беларусь, ино­странные граждане и лица без гражданства. Например, безбилет­ный проезд (ст. 18.30), неоплаченный провоз багажа (ст. 18.31), купание в запрещенных местах (ст. 23.63).

Специальные составы требуют присутствия специального или отдельного субъекта правонарушения. Немалую группу специаль­ных составов представляют должностные правонарушения, т.е. та­кие, которые могут быть совершены только должностными лица­ми.

Например, невыполнение должностными лицами банков обя­занностей по контролю за соблюдением юридическими лицами порядка ведения кассовых операций, а также бесконтрольная вы­дача клиентам наличных денег (ст. 11.29), незаконный отказ должностного лица в доступе к архивному документу (ст.

22.10). Примерами правонарушений отдельным субъектом могут быть: невыполнение обязанностей по воспитанию детей родителями или лицами, их замещающими (ст. 9.

4), нарушение председателем, членами приемочной комиссии установленного порядка или пра­вил приемки в эксплуатацию объектов строительства (ст. 21.6).

Ксмешанным составам относятся такие, которые допускают раз­ные виды субъектов: физические и юридические лица, предприни­матели.

Например, нарушение правил безопасности при обраще­нии с экологически опасными веществами и отходами возможно гражданином, должностным лицом, индивидуальным предприни­мателем.

Вина в этом нарушении может быть и у юридического лица (ст. 15.4). Подобных составов правонарушений немало.

По такому критерию, как форма вины, составы правонаруше­ний можно разделить на составы с умышленной, неосторожной и совмещенной формой вины. К составам сумышленной формой вины относятся такие, в которых признаком субъективной стороны является прямой умысел. Например, умышленное причинение те­лесного повреждения (ст. 9.

1), умышленное блокирование транс­портных коммуникаций путем создания препятствий (ст. 18.1). Снеосторожной формой вины состав правонарушения обозначен, например, в статье 22.4. Значительно количество составов с сов­мещенной формой вины, т.е.

в которых форма вины не играет су­щественной роли: признаком субъективной стороны может быть умысел или неосторожность.

По способу отражения (описания) в законе признаков состава они делятся на простые (однозначные) и альтернативные.

Простой состав правонарушения содержит четкое указание на конкретное деяние.

Например, оскорбление должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномо­чий лицом, не подчиненным ему по службе (ст. 23.

5), приём на работу без документов, подлежащих обязательному предъявлению при заключении трудового договора (ст. 23.15), неявка по вызову в военный комиссариат без уважительных причин для приписки к призывному участку (ст. 25.1).

Альтернативный состав правонарушения описывает не одно деяние, а два и более варианта, и наличие хотя бы одного из них образует объективную сторону правонарушения.

Правонарушени­ем будет считаться совершение одного, нескольких или всех названных в диспозиции деяний. Например, в статье 12.

2 состав определяется как нарушение порядка учета, сбора, хранения, использования или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов.

Состав будет присутствовать, если произошло нарушение только порядка учета, или только порядка сбора, или только по­рядка хранения, или только порядка использования или реализа­ции.

Возможно нарушение порядка учета и сбора, или порядка хранения и использования и т.п., а также всех названных правил вместе взятых.

Приведенная статья свидетельствует также, что альтернатива возможна и в отношении предметов правонаруше­ния: металлопродукция, черные и цветные металлы, их лом и отходы.

«Таким образом, если однозначный состав называет те един­ственные признаки, совокупность которых его образует, то в аль­тернативном перечисляются несколько вариантов признаков.

Чаще всего эта вариабельность в описании признаков обусловлена стремлением законодателя избежать общих формулировок, рас­крыть содержание признака, конкретизировать его.

А в ряде случа­ев конструирование альтернативных составов связано со стремле­нием нормотворческих органов экономить нормативный материал, вместо нескольких статей создать единую, но более широкую по охвату явлений»1.

Составы правонарушений можно делить на виды и по мотиву поведения: корыстные и некорыстные.

Корыстные связаны с извлечением определенной (материаль­ной) выгоды. Например, к этому виду следует отнести большую часть правонарушений главы 10 «Административные правонару­шения против собственности» (кроме ст.ст. 10.7-10.

9), правонару­шения, предусмотренные в главе 13 «Административные правона­рушения против порядка налогообложения», ряд правонарушений главы 14 «Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные пра­вонарушения)».

Некорыстные составы правонарушений по мотиву соверше­ния деяний не связаны с извлечением выгоды. Таких составов большинство.

Например, правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта (глава 18), правонарушения против порядка управления (глава 23), правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административ­ной юрисдикции (глава 24).

⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 9911 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/3-45608.html

Административное правонарушение – состав и виды

Состав и виды административного правонарушения

Понятие административного правонарушения содержится в ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Административным правонарушением является деяние, имеющее следующую совокупность характеристик:

– Противоправность. Предполагается, что посредством совершения деяния были нарушены какие-либо нормы, установленные законом.

– Виновность. Считается, что действие или бездействие реализовано при наличии вины, выраженной в форме умысла или неосторожности. Таким образом, виновное деяние осуществляется либо умышленно, либо по неосторожности (ст. 2.2 закона № 195-ФЗ).

– Наказуемость. Предполагается, что административное правонарушение влечет за собой ответственность, предусмотренную положениями закона № 195-ФЗ или нормативно-правовыми актами субъектов РФ. 

Ответственность гражданина за административное правонарушение наступает по достижении им 16 лет.

Если административное правонарушение было совершено лицом старше 16, но младше 18 лет, оно может избежать административной ответственности при применении по отношении к нему положений законодательства о правах несовершеннолетних (ст. 2.

3 закона № 195-ФЗ). По итогам изучения материалов об административном правонарушении оформляется постановление о назначении наказания или о прекращении процесса.

С учетом сроков решения по делам об административных правонарушениях можно обжаловать.

Административное правонарушение: какая классификация признается КоАП РФ 

Виды административных правонарушений систематизированы в разделе II «Особенная часть» закона № 195-ФЗ. Согласно имеющейся классификации, административное правонарушение может быть отнесено к одной из следующих групп правонарушений:

  • посягающие на права граждан;
  • посягающие на здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое и общественное состояние;
  • в сфере охраны собственности;
  • в сфере защиты окружающей среды и использования природных ресурсов;
  • в промышленной, строительной и энергетической сферах;
  • в сельскохозяйственной, ветеринарной сферах, а также в области законодательства о мелиорации земельных ресурсов;
  • в сфере использования транспорта;
  • в области безопасности дорожного движения;
  • в сфере связи и информационных технологий;
  • в области предпринимательства и деятельности СРО;
  • в финансовой и налоговой сферах, в области страхового дела и рынка ценных бумаг;
  • нарушение таможенных правил;
  • посягающие на институты госвласти;
  • в сфере защиты госграницы РФ и обеспечения порядка нахождения на территории страны лиц без гражданства или граждан иной страны;
  • против порядка управления;
  • посягающие на установленный порядок в обществе и безопасность общества.

Юридический состав административного правонарушения: субъективная и объективная сторона, субъект, объект 

Состав административного правонарушения — это регламентированный законодательными актами комплекс свойств, при обнаружении которых деяние квалифицируется как административное правонарушение. Наличие всех элементов состава представляет собой единственно возможное основание для применения ответственности за административное правонарушение.

Элементами состава правонарушения (т. е. установленными свойствами одного типа) являются:

  • объект — комплекс отношений, установленных в обществе, нормы которого были нарушены в связи с совершением деяния;
  • объективная сторона — характеристики деяния, отвечающие за внешнее выражение административного правонарушения;
  • субъект — лицо (гражданин или организация), совершившее деяние;
  • субъективная сторона — восприятие субъектом административного правонарушения итогов своих деяний (наказываются только виновные деяния, см. ст. 1.5 КоАП РФ, совершенные умышленно или по неосторожности). 

Событие административного правонарушения —это что? 

Согласно п. 1 ст. 24.5 закона № 195-ФЗ при отсутствии события административного правонарушения производство по материалам дела не начинается, а уже запущенный процесс разбирательства должен быть прекращен.

Событие административного правонарушения — это реальный факт совершения неким лицом деяния, за которое КоАП РФ предусматривает ответственность. Факт события должен быть зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, так же как и описание места его совершения (п. 2 ст. 28.2 закона № 195-ФЗ).

В дальнейшем такой протокол может быть представлен как источник доказательств по делу об административном правонарушении (п. 2 ст. 26.2 закона № 195-ФЗ). 

Место совершения административного правонарушения 

Местом совершения административного правонарушения признается территория, географическая точка:

  • где произошло деяние, нарушающее нормы, установленные КоАП, независимо от места наступления последствий такого нарушения;
  • для нарушения длящегося вида — место обнаружения, пресечения противоправного деяния;
  • в случае выражения нарушения в форме бездействия — место, где должны были быть реализованы предписанные действия или возложенная обязанность (подп. «з» п. 3 постановления пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» от 24.03.2005 № 5). 

Материалы дела по такому нарушению рассматриваются по месту его совершения. Дело может изучаться по месту проживания лица, в отношении которого оно возбуждено, если такое лицо подаст соответствующее ходатайство (п. 1 ст. 29.5 закона №195-ФЗ). 

Отличие административного правонарушения от преступления: примеры 

Преступление — это, как и административное правонарушение, виновное и противоправное деяние.

В отличие от административного проступка оно имеет дополнительные характеристики: опасность для общества (административный проступок – вредный, но не опасный) и назначение наказания за его совершение исключительно согласно Уголовному кодексу РФ от 13.06.1996 № 63 (п. 1 ст. 14 закона № 63-ФЗ). К уголовной ответственности привлекаются только физические лица.

Некоторые деяния могут походить на преступления, однако из-за своей незначительности не способны нести опасных последствий для общества, поэтому преступлением не именуются (п. 2 ст. 14 УК РФ).

Примером могут послужить мелкие хищения в форме кражи имущества, принадлежащего иному лицу. Если стоимость украденного таким способом не превышает 1 000 руб., такое деяние квалифицируется как административное правонарушение(примечание к ст. 7.27 закона № 195-ФЗ), если превышает — как преступление. 

***

Таким образом, понятие и состав административного правонарушения регламентированы законом № 195-ФЗ. Указанные признаки административного правонарушения для его квалификации должны присутствовать одновременно.

Административное правонарушение (понятие, признаки, состав) отлично от других видов правонарушений, например уголовных. Однако в зависимости от степени нанесенного вреда одно и то же деяние может быть квалифицировано либо как административное правонарушение, либо как уголовное.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Источник: https://rusjurist.ru/administrativnye_dela/administrativnye_pravonarusheniya/administrativnoe_pravonarushenie_sostav_i_vidy/

Административное правонарушение: понятие, признаки, состав, виды

Состав и виды административного правонарушения

Административное правонарушение – это противо­правное, виновное действие (бездействие) физического или юри­дического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена администра­тивная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

– Общественная опасность (вредность) – причиняется ущерб правам и законным интересам личности, общества и государства;

– Противоправность — нарушаются правовые запреты, установленные норма­ми отраслей российского права;

– Виновность – деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено умышленно или по неосторожности;

– Наказуемость – за совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности.

Объект административного правонарушения – общественные отношения в сфере исполнительной власти, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Виды объектов административного правонарушения:

1) родовой объект – определенный круг однородных общественных отношений составляющих самостоятельную часть общего объекта;

3)видовой объект – определенная группа общественных отно­шений, обладающих общими признаками для ряда административных правонарушений одного вида, составляющих часть родового объекта.

4)непосредственный объект – конкретные общественные отно­шения, кото­рым причиняется ущерб определенным правонарушением.

Объективная сторона административного правонаруше­ния — внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

1.1. Противоправное деяние— это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное действие Противоправное бездействие.

1.2. Общественно вредные последствия— негативные изменения, происшедшие (наступившие) в общественных отношениях в ре­зультате противоправного деяния.

1.3. Причинно-следственная связь— это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившим общественно вредным последствием, при котором данное деяние определяет появление данного последствия.

2) Факультативные элементы:2.1) время; 2.2) место; 2.3) способ; 2.4) обстановка; 2.5) признак должностного лица.

Субъект административного правонарушения— физическое или юридическое лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести ад­министративную ответственность.

1) общий субъект – (гражданин РФ, достигший 16-лет, вменяемый);

2) специальный субъект (отражающие особенности трудового, служебно­го положения правового статуса граждан);

3) особый субъект (военнослужащий, призванный на военные сборы, сотрудник ОВД, УИС, ГПС, таможенной службы, ФСКН).

Коллективные субъекты административных правонарушений(юридические лица) — (организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обяза­тельствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные пра­ва, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде), совершив­шие административные правонарушения.

Субъективная сторона административного правонару­шения— это психическое отношение лица, совершив­шего административное правонарушение к общественно опасному деянию. Элементы субъективной стороны: 1

Вина— это сознательное, волевое отношение субъекта к со­вершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности. Формы вины: умысел и неосторожность.

1) Умысел(формы – прямой и косвенный умысел) – лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего дей­ствия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступление таких последствий (прямой умысел) или со­знательно их допускало либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел).

2) Неосторожность(формы – легкомыслие и небрежность) – лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (легкомыслие) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).

2) Факультативные элементы: 2.1. Цель. 2.2. Мотив.

Виды административных правонарушений.

1. В зависимости от сферы совершения; 2. В зависимости от родового объекта посягательства; 3. В зависимости от характера деяния; 4. В зависимости от субъекта правонарушения; 5. В зависимости от формы вины; 6. В зависимости от состояния физического лица, совершивше­го правонарушение.

Административная ответственность: понятие, признаки, основания

и субъекты.

Административная ответственность – это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к физическим и юридическим лицам, совершивших правонарушение. Признаки административной ответственности.

1) Объектом посягательства являются отношения в сфере исполнительной власти, а также и некоторые другие.

2) Это важное средство борьбы с особым видом нарушенийадминистративными правонарушениями.

3) Субъектом этого вида ответственности являются физические и юридические лица (предприятия и учреждения).

4) Влечет за собой применение мер административного принуждения, таких какадминистративные наказания.

5) Особый порядок ее установления, т.е. установление административной ответственности, относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

6) Меры административной ответственностиприменяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц.

7) Меры административной ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей.

8) Привлечение к административной ответственности и назначения административного наказанияне влечет для нарушителя судимости и не является основанием для увольнения его с работы.

9) Характеризует особый процессуальный порядок ее реализации (т.к. отличается простотой, оперативностью и экономичностью).

10) Присущ всеобщий характер (правила пожарной безопасности, строительные правила и т. д.).

Основания административной ответственности.

Нормативноенормативно-правовая норма, содержащая административно-правовой запрет. Фактическоесовершение административного правонарушения. Процессуальноеиздание правоприменительного акта (постановление о назначении наказания).

Субъектами физические и юридически лица.

Физические лица

1. Ответственность несовершеннолетних – Согласно ст. 2.3. КоАП РФ административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b23523.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.