Специальное право

Специальное право работника

Специальное право
Для выполнения отдельных видов работ необходимо получить специальное право или лицензию. Это касается водителей, аудиторов, нотариусов, адвокатов, медицинских работников и пр. Что понимается под специальным правом? Точного определения специального права Трудовой кодекс не содержит. Однако в ст.

83 ТК РФ есть пояснение: это право на управление транспортным средством, право на ношение оружия, другое специальное право. То есть специальное право является одним из видов трудовых прав и выступает в качестве трудовой функции или ее элемента. Кроме того, специальное право представляет собой определенный документ (удостоверение, свидетельство, сертификат).

Какие работники для осуществления трудовых функций должны иметь такое специальное право? В первую очередь это водители, управляющие транспортными средствами. Так, согласно ст. 20 Федерального закона от 10.12.

1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий.

Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, имеющим медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшим в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.

Кто может приостановить действие специального права или лишить его работника?Истечение срока действия специально права не будем рассматривать, поскольку и так понятно, что оно наступает, когда заканчивается установленный законодательством срок действия разрешения, сертификата, удостоверения, билета и т. д.

Кто должен осуществлять контроль за сроком истечения действия специального права? На этот вопрос законодательство не дает ответа.

Полагаем, что работник самостоятельно должен следить за сроком действия разрешающего документа (ведь это документ, позволяющий ему осуществлять трудовую функцию), однако кадровая служба также может (но не обязана) напоминать сотруднику о предстоящем истечении срока.Но специального права могут и лишить. Согласно ст. 3.

8 КоАП РФ лишение специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом или уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования данным правом. Лишение специального права назначается судьей. При этом срок такого лишения не может быть менее одного месяца и более трех лет.

При лишении права происходит изъятие в установленном порядке документа, удостоверяющего наличие такого права (например, водительского удостоверения). По истечении указанного срока документы, изъятые у лица, подлежат возврату ему (ст. 32.6 КоАП РФ).Лишить специального права может также орган, осуществляющий выдачу разрешений, лицензий и т. д.

В случае нарушения гражданином требований, связанных с таким правом, уполномоченный орган может:приостановить действие специального права;аннулировать лицензию, удостоверение или другой документ, которым подтверждено то или иное специальное право.Действия работодателя1. Отстранение. Прежде всего ст.

76 ТК РФ установлена обязанность работодателя по отстранению сотрудника в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права).

При этом обязательными условиями такого отстранения являются:– невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;– отсутствие вакансий или невозможность перевода работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как на вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предложить работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предложить вакансии в других местностях работодатель должен, если это пре­дусмотрено коллективным, трудовым договорами, соглашениями.Для оформления отстранения работодателю необходимо направить работнику предложение о вакансиях. Если работник согласен, оформляется временный перевод. Для этого нужно заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указываются новые условия работы и срок перевода, если он известен (если дата восстановления специального права неизвестна, в соглашении можно указать: «До дня восстановления специального права на управление транспортным средством»). На основании подписанного сторонами соглашения работодатель издает приказ о временном переводе, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись.После того, как специальное право восстановлено, работник приступает к своим трудовым обязанностям. Если в приказе об отстранении не был указан его период, восстановление работника также оформляется приказом.2. Увольнение. А вот если срок приостановления действия специального права превышает два месяца или работника его лишили вовсе, отстранять сотрудника не нужно. В таком случае производится увольнение по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. По этому же основанию прекращаются трудовые отношения в случае истечения срока действия специального права.Увольнение по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ может быть произведено, только если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как на вакантную должность или работу, соответствующую квалификации сотрудника, так и на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предложить ему все отвечающие названным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предложить вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 2 ст. 83 ТК РФ).При выявлении факта приостановления действия специального права на срок более двух месяцев или истечения срока его действия:1) работодатель направляет работнику в письменной форме предложение вакансии;2) в случае согласия работника оформляется постоянный перевод (заключается соглашение и издается приказ). При этом в трудовую книжку вносится соответствующая запись;Если сотрудника лишили специального права, например, на три месяца, а работодатель не хочет увольнять его, можно предложить ему временный перевод на другую должность, а после того, как сотрудник восстановит свое право, вернуть его на ранее занимаемую им должность.3) если работник не согласен на перевод или в организации отсутствуют вакантные должности, трудовой договор с ним расторгается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, – по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ:издается приказ об увольнении (форма Т-8);запись о расторжении трудового договора вносится в трудовую книжку (см. пример ниже);в последний рабочий день с работником производится окончательный расчет (выплачиваются полагающаяся ему заработная плата, а также компенсация за неиспользованный отпуск и другие причитающиеся ему суммы);

оформляется личная карточка и выдается трудовая книжка.

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.

Пакеты документов Аутсорсинг охраны труда Учебный центр СОУТ

Источник: https://otrude.ru/baza-znanij/stati/kadri/speczialnoe-pravo-rabotnika.html

Производство по предложениям, заявлениям, жалобам граждан в сфере государственного управления

Специальное право

Право на подачу индивидуальных и коллективных обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления закреплено в ст. 33 Конституции РФ.

Исходя из смысла этой статьи, граждане Российской Федерации вправе обращаться к Президенту РФ, в любые органы законодательной, исполнительной, судебной власти, в органы прокуратуры и др.

К основным видам обращений граждан традиционно относятся предложения, заявления, жалобы и ходатайства.

Предложение — это обращение граждан в государственные или общественные органы, не связанные с каким-либо нарушением, а имеющие целью обратить внимание на несовершенство регулирования, организации или деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и других структур общества с указанием путей их устранения.

Заявление — обращение гражданина в вышеуказанные органы с просьбой об удовлетворении тех или иных прав, свобод или законных интересов граждан, не связанных с нарушением, либо информирование о злоупотреблениях, нарушениях законности и иных нарушениях, которые не затрагивают непосредственно прав и интересов заявителя.

Жалоба — обращение в государственные или иные официальные органы, к их должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.

Как показывает практика, в одном и том же обращении могут содержаться указанные виды обращений в различном сочетании.

Законодательство Российской Федерации различает общее право жалобы, которым обладают все граждане, и специальное право жалобы, предоставленное лицам как участникам гражданского и уголовного процесса, административного и дисциплинарного производства и т.д. Например, участие в каком-либо процессе в качестве потерпевшего, свидетеля, эксперта и т.д.

Виды общего права жалобы

Общее право жалобы может быть подразделено на два вида: право на административное обжалование, право на судебное обжалование.

Основными актами, регламентирующими вопросы, касающиеся общего права на административное обжалование, являются Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (далее — Закон РФ № 4866-1).

В соответствии с вышеназванным Федеральным законом могут быть обжалованы действия любого должностного лица, нарушившего права и свободы граждан.

В этом Законе не содержится статей, которые бы ограничивали по тем или иным признакам круг лиц, имеющих право подавать жалобу.

В то же время в соответствии с его нормами запрещается пересылка жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действия которых подана жалоба (п. 6 ст. 8).

Закон РФ № 4866-1 дополняет названный Федеральный закон, предоставляя право гражданам обращаться с жалобой на действия (решения), нарушившие его права и свободы, либо непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства), либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию и объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Жалоба подлежит разрешению в течение 30 дней.

Если гражданину в порядке административного производства отказано в удовлетворении жалобы или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, то он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба подается либо в суд по месту жительства гражданина, права которого нарушены, либо в суд по месту нахождения органа (должностного лица), действиями которого были нарушены права гражданина.

Законодательством Российской Федерации определены сроки давности, в течение которых может быть подана жалоба. Например, гражданин может обратиться в суд с жалобой в течение 3 месяцев с того дня, когда ему стало известно о нарушении его прав.

Кроме того, он наделен правом подать жалобу в суд в течение 1 месяца со дня, когда ему стало известно об отказе в удовлетворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом), или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Суд, рассматривая жалобу, может вынести решение о признании обжалуемого действия незаконным и отменить применение к гражданину меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Суд может также, признав обжалуемое действие законным, отказать в удовлетворении жалобы.

Закон РФ № 4866-1 закрепляет право граждан обжаловать в суд любые коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, различных объединений и их должностных лиц, в результате которых были нарушены права и свободы граждан, либо созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод, либо незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В соответствии с Законом РФ № 4866-1 не могут быть обжалованы действия, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также действия, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Специальное право жалобы

Право на специальную административную жалобу дополняет право на общую административную жалобу. Ее основания и порядок разрешения регламентируются КоАП РФ, Таможенным кодексом РФ.

Специальное право жалобы связано с особенностями правового статуса граждан, имеющих право на обращение с такой жалобой (например, военнослужащего). Относительно данной категории лиц предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования.

В качестве субъектов обжалования могут быть только лично заинтересованные в деле лица и их законные представители. Жалоба подается в более краткие сроки и в письменном виде (устная жалоба не рассматривается).

Так, военнослужащий вправе обжаловать действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы, в порядке подчиненности и в военный суд в соответствии с Законом РФ № 4866-1.

По мнению авторов, в административном процессе присутствует отдельный вид и порядок обжалования лицами, пользующимися государственными и иными видами услуг. Данный вид обжалования, во-первых, закреплен в федеральных законах, во-вторых, имеются правительственные требования. С учетом его важности для административного процесса рассмотрим его более подробно.

Так, руководителям всех уровней государственных органов в процессе регулирования внутренних организационных процессов (регламентирования) в подразделениях и службах, обладающих правом или обязанностями предоставления государственных услуг, необходимо учитывать нормы Федерального закона от 27 июля 2010 г.

№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. от 28 июля 2012 г. № 133-ФЗ), а также требования постановления Правительства РФ от 16 августа 2012 г.

№ 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации».

Как видим, данный документ издан в соответствии со ст. 11.2 названного Федерального закона.

Смысл необходимости подобного суждения заключается в том, что если вопросы предоставления государственных услуг (функций) считать как самостоятельный принцип в государственном управлении, то и вопросы их регулирования в административном процессе необходимо рассматривать отдельно. Этого же требует и правительство страны.

Другими словами, в науке административного права и процесса закономерно присутствует совершенно новый самостоятельный принцип обжалования в области предоставления государственных услуг — незаконных решений (требований) и действий (бездействия) федеральных органов и их должностных лиц, федеральных государственных гражданских служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Без подобного (научно-практического) суждения и толкования в правовой науке мы не сможем говорить о соблюдении принципов правоприменительной деятельности, о государственном управлении, реализации конституционных и иных законодательных норм в России. При этом субъектами предоставления государственных услуг выступают: федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, их должностные лица; государственные внебюджетные фонды Российской Федерации и их должностные лица.

С другой стороны, подобные требования должны присутствовать и на уровне местных и муниципальных органов исполнительной власти, в частности, издание ими подобных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обжалования нарушений правил предоставления услуг на местном и муниципальном уровнях.

Постановление Правительства РФ № 840 определяет, что:

  • федеральным органам исполнительной власти (МВД России и территориальным органам), органам государственных внебюджетных фондов страны, предоставляющим государственные услуги, необходимо обеспечить прием и рассмотрение жалоб в соответствии с правилами предоставления услуг;
  • органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления следует руководствоваться настоящим постановлением при установлении особенностей подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих.

Реализация федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов страны полномочий, предусмотренных постановлением, осуществляется в пределах установленной предельной численности работников этих органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

По существу правила предоставления услуг определяют процедуру подачи жалоб на нарушение порядка их предоставления, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии) федеральных органов и их должностных лиц, федеральных госслужащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов страны при предоставлении услуг и их рассмотрения. Действие правил распространяется только на жалобы, поданные с соблюдением требований Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Источник: https://be5.biz/pravo/a014/15.html

Что такое лишение специального права? | Народный вопрос.РФ

Специальное право
0 нравится [ 0 ] не нравится [ 0 ]

Что такое лишение специального права?

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

Лишение специального права назначается судьей.

Срок лишения специального права не может быть менее 1-го месяца и более 3-х лет.

Административное наказание в виде лишения специального права назначается физическому лицу, обладающему таким правом.

Поэтому нельзя было признать обоснованным назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами лицу, не имевшему такого права.

Например, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, перечисленных в Главе 12 КоАП РФ (административные правонарушения в области дорожного движения), когда субъектом правонарушения является лицо, которое не получало право управления транспортными средствами либо его утратило на основании ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (за исключением случаев лишения права управления в предусмотренном законом порядке), необходимо учитывать, что санкция в виде лишения права управления транспортными средствами к данному лицу не может быть применена.

Кроме того, учитывая, что Правила дорожного движения Российской Федерации (ПДД) распространяются на все транспортные средства, лишение лица за совершение им административного правонарушения права управления транспортным средством определенного вида означает, что это лицо одновременно лишается права управления и другими транспортными средствами (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”).

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью. Исключение при этом составляют случаи совершения административных правонарушений, предусмотренных:

а) ч. 1 и 2 ст. 12.8 КоАП РФ соответственно за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

б) ч. 7 ст. 12.9 КоАП РФ за повторное превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60, но не более 80 километров в час, повторное превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 километров в час;

в) ч. 3 ст. 12.10 КоАП РФ за повторное пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде;

г) ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ за повторный выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления;

д) ч. 3.1 ст. 12.16 КоАП РФ за повторное движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением;

е) ст. 12.24 КоАП РФ за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего;

ж) ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ за невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния

з) ч. 2 и 3 ст. 12.

27 КоАП РФ соответственно за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.

Источник: http://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/3063

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.