Указание своей национальности

5 простых вопросов по обществознанию. ЕГЭ-2020

Указание своей национальности

Проверим знания по обществознанию вместе!

Мы взяли вопросы ЕГЭ по обществознанию из пробного варианта 2020 года и отобрали 5 самых простых из них. Обществознание считается коварным предметом, иногда даже уверенные в своих знаниях выпускники ошибаются.

А вы сможете ответить на эти вопросы без ошибок? Ответы для самопроверки традиционно в конце, но не спешите в них заглядывать!

Вопрос 1

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание):

  • литература;
  • духовная культура;
  • наука;
  • искусство;
  • образование.

Вопрос 2

Галине 16 лет. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • У Галины светлые волосы и карие глаза.
  • Галина добрая и отзывчивая.
  • Галина – внешне привлекательная девушка.
  • Рост Галины ниже среднего.
  • Галина – честный человек.
  • Галина дружит со многими своими одноклассниками.

Вопрос 3

Что относится к конституционным обязанностям гражданина РФ?

  • указание своей национальности;
  • сохранение исторического и культурного наследия;
  • участие в выборах органов власти;
  • уплата налогов;
  • свободное распоряжение своими способностями к труду

Вопрос 4

Гражданина К. избрали руководителем областного отделения политической партии. Он уделяет большое внимание защите прав и свобод граждан, отстаивает интересы малого бизнеса. Он прислушивается к мнению однопартийцев, восприимчив к критике. Какие характеристики относят к его типу политического лидерства? Запишите цифры верной характеристики.

  • региональный лидер
  • общенациональный лидер
  • демократический лидер
  • рационально-легальный лидер
  • традиционный лидер
  • авторитарный лидер

Вопрос 5

Выберите верные суждения о государстве и запишите номера, под которыми они указаны.

  • Любое государство как главный политический институт призвано полностью контролировать жизнь общества для обеспечения правопорядка и безопасности.
  • Демократическое государство руководствуется в своей деятельности правами человека и законными интересами большинства граждан.
  • По форме государственного (территориального) устройства выделяют республиканские, федеративные и конфедеративные государства.
  • Государство располагает специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций.
  • К признакам государства относят публичность, суверенитет, монополию на издание законов и взимание налогов, профессиональный аппарат управления.

******************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************

Ответы

Вопрос 1

Правильный вариант — Духовная культура

Вопрос 2

Да, вот такие задачки предлагается решать нашим детям. Социальная грамотность важна.

Правильный ответ: 2,5,6

То есть Галина добрая и отзывчивая, честный человек и дружит с одноклассниками.

Вопрос 3

Да, дети изучают Конституцию России и должны знать, что в ней написано. Зачем — отдельный вопрос.

А написано в ней, что граждане обязаны хранить историческое и культурное наследие (статья 44) и платить законно установленные налоги (статья 57).

Указание своей национальной принадлежности (статья 26), участие в выборах (пассивное — быть выбранным или активное — выбирать) и распоряжение своими способностями к труду (статья 37) — конституционные права, а не обязанности.

Вопрос 4

Умение оценивать народных избранников пригодится в жизни. А правильные варианты: 1,3,4.

Это означает, что гражданин К региональный лидер, обладающий рациональными демократическими взглядами и стремлениями.

Вопрос 5

Государственность — это важно. А правильные варианты: 2,4,5.

Это означает, что демократическое государство руководствуется в своей деятельности правами человека и законными интересами большинства граждан. Далее по тексту.

У нас есть 5 простых вопросов ЕГЭ и по другим предметам. Проверьте себя!

Источник: https://zen.yandex.com/media/begomvshkolu/5-prostyh-voprosov-po-obscestvoznaniiu-ege2020-5e5aac262a48bf004d1403a0

Реализация конституционного права граждан на определение и указание национальной принадлежности

Указание своей национальности


Российская Федерации — государство, на территории которого проживают представители более 150 различных национальностей.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства [2].

Исходя из указанного основой конституционных ценностей российского общества является государственная защита безопасности личности, вне зависимости от каких-либо дифференцирующих признаков, а также обеспечение правопорядка, укрепление политической и социальной стабильности. В этом ключе национальная принадлежность граждан не имеет юридического значения, так как государством гарантируется равенство всех перед законом и обеспечивается равный доступ к социальным благам.

Вместе с тем определение и указание своей национальности имеет культурное значение для жизни общества. Обращаясь к истории, необходимо отметить, что в период существования Российской империи в документах подданных отсутствовала отметка о национальной принадлежности.

Указание национальности в паспортах граждан нашего государства впервые стало обязательным в 1974 году с принятием постановления Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года № 677 «О паспортной системе в СССР», согласно которому гражданин имел право выбирать национальность отца или матери при получении им первого паспорта по достижении 16-летнего возраста. После этого изменение своей национальности не допускалось [6].

В настоящее время относительно установленного права на указание национальной принадлежности в российской общественности существуют различные мнения, от необходимости закрепления на законодательном уровне обязанности на указание национальности в документах, удостоверяющих личность, до полного искоренения упоминания национальной принадлежности в официальных документах, что в том числе отражается на деятельности органов государственной власти.

Конституция России статьей 26 закрепила право каждого на определение и указание своей национальной принадлежности, что указывает на недопустимость принуждения к обозначению своей национальности, а также невозможность определения национальности лица кем-либо кроме него.

Тем самым законодателем предусмотрен важнейший для членов общества принцип самоидентификации — возможность определения своей национальной принадлежности не только исходя из национальности родителей, а отталкиваясь от личного осознания своей принадлежности к определенной общности, к людям духовно связанным общим языком и культурой.

Право человека и гражданина на национальное самоопределение вытекает из гарантий, закрепленных статьей 2 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными данной Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. [1] Кроме того, такая гарантия реализации права определять и указывать свою национальную принадлежность закреплена национальным законодательством и выступает конституционным принципом равенства всех перед законом и судом независимо от расы, национальности и языка [2].

Важным моментом выступает тот факт, что в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует легальное определение понятия «национальность».

Вместе с тем понятие «национальность» используется, например, в тексте Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», в котором оно представлено в качестве одного из видов сведений, которые указываются в заявлениях участников соответствующих правоотношений, вносятся в записи актов гражданского состояния и составляют содержание документов (свидетельств) об актах гражданского состояния. Возможность внесения сведений о национальности в такие документы указанный Федеральный закон допускает лишь по желанию соответствующих лиц, что также является гарантией реализации конституционного права граждан.

Кроме того, Федеральным законом от 25 января 2002 года «О всероссийской переписи населения» установлено, что национальная принадлежность относится к сведениям о населении, которые могут указываться в ходе переписи населения [4].

Также в Федеральном законе от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» закреплены положения, связанные с национальным самоопределением.

В соответствии с данным Федеральным законом соотечественниками признаются лица исходя из признаков общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

Анализ нормативной правовой базы, регулирующей реализацию права на определение и указание национальной принадлежности, позволяет сделать вывод о том, что федеральным законодателем признается особое место национального самоопределения членов российского общества.

Однако, исходя из положений действующих нормативных правовых актов следует, что в настоящее время в рассматриваемой сфере установлены лишь общие черты правового регулирования осуществления права на определение и указание национальной принадлежности, не предусматривающей всех нюансов правового регулирования процедуры реализации данного права.

Для любой правовой действительности характерно возникновение тех или иных трудностей при реализации гражданских прав населением. В этой части реализация права на национальное самоопределение и документарное подтверждение своей национальности не является исключением, так как все еще существуют проблемы различного, в том числе правового, характера.

Первая проблема, с которой сталкивается лицо, желающее указать свою национальную принадлежность и официально ее задокументировать, является то, что паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации [5], не содержит графы «национальность».

Согласно Положению о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», сведения о национальности не относятся к сведениям, подлежащим включению в паспорт гражданина Российской Федерации [7]. Тем самым, их включение в данный документ автоматически повлечет его недействительность. Таким образом, отсутствие в данном документе такой графы существенно ограничивает способы реализации права на указание своей национальности, что обуславливает необходимость предоставления возможности указывать национальность в паспорте гражданина Российской Федерации на альтернативной основе.

Федеральный закон от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» предусматривает отдельные случаи, при которых заинтересованные лица могут указать свою национальную принадлежность в тех или иных документах.

К таким случаям, например, относятся вступление в брак, рождение ребенка, усыновление, смена имена, установление отцовства [3].

Однако проблема установления лишь конкретных случаев, когда заявитель может указать свою национальность, заключается в том, что лицо может никогда не столкнуться с одним из таких случаев.

Вряд ли внутренняя потребность лица определить и указать свою национальную принадлежность должна находиться в зависимости от специфики его гражданского состояния по какому-либо признаку. Следовательно, данный Федеральный закон не выступает гарантией реализации человеком рассматриваемого права.

В целях достижения социального консенсуса по вопросам реализации конституционного права на национальное самоопределение на законодательном уровне необходимо определить понятие национальной принадлежности, которую следует разграничить от таких понятий, как расовая принадлежность, гражданская принадлежность, религиозная принадлежность, языковая принадлежность. Помимо этого, необходимым является установление возможности (невозможности) указания лицом национальной принадлежности одному или одновременно к нескольким народам.

Более того, проблема при определении гражданами своей национальной принадлежности и принятии органами государственной власти решений о внесении соответствующих сведений в акты гражданского состояния возникает в связи с тем, что в настоящее время отсутствует перечень национальностей, утвержденный компетентными институтами, которые способствовали реализации указанного права граждан и обеспечивали деятельность государственных органов. К примеру, при определении национальности в СССР граждане выбирали свою национальную принадлежность только из числа официально признанных народов, проживавших на территории СССР, согласно Списку национальностей СССР, который был составлен в 1924–1926 годах. В связи с отсутствием такого источника, на практике возникают различные казусные ситуации. К примеру, в деятельности службы записи актов гражданского состояния Астраханской области имел место случай, когда родители ребенка обратились в службу с заявлением об указании в качестве их национальности «эльф». На основании изложенного представляется важным утверждение перечня национальностей, представители которых проживают на территории Российской Федерации, нормативным правовым актом органа государственной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Также исходя из норм действующего законодательства не удается установить субъект рассматриваемого права. Конституция Российской Федерации закрепила, что данное право принадлежит каждому, тем самым оно не связывается с принадлежностью лица к гражданству Российской Федерации.

Следовательно, правом на определение и указание национальной принадлежности могут воспользоваться как граждане Российской Федерации, так и иностранцы, и лица без гражданства.

Таким образом, существует необходимость определения перечня случаев, в которых этим правом могут воспользоваться лица, не состоящие в гражданстве Российской Федерации.

Особое значение играет также возраст, с которого право на национальное самоопределение может быть реализовано.

Определение и указание своей национальной принадлежности осуществляется человеком на основании своей этнической идентичности, которая непосредственно связана с внутренней психологической характеристикой, которая формируется в среднем к определенному возрасту. Соответственно, на законодательном уровне необходимо определить возраст лица, с которого будет возможна реализация им данного права.

Таким образом, существующее нормативное правовое регулирование вопросов, непосредственно связанных с реализацией права личности на определение и указание своей национальной идентичности, является недостаточным, так как не содержит конкретных и однозначных способов документирования национальной принадлежности лица, и требует значительного совершенствования.

Признанное Конституцией Российской Федерации право граждан на указание и определение своей национальной принадлежности возлагает на государство обязанность по обеспечению равенства каждого перед законом путем закрепления дополнительных гарантий реализации указанного права в специальном нормативном правовом акте, а также посредством приведения в соответствие с ним уже принятых нормативных правовых актов.

По итогам проведенной исследовательской работы представляется, что рассмотренных в ходе настоящей работы нормативных правовых актов недостаточно для регулирования всех аспектов реализации конституционного права на определение и указание своей национальной принадлежности. Важнейшим препятствием на пути реализации данного конституционного права является то, что действующая система данных актов не образует единства и их взаимосвязи, а также не обеспечивает отсутствие противоречий между ними.

В целях обеспечения возможности реализации права на определение и указание национальной принадлежности необходимо принятие специального федерального закона, предметом регулирования которого станет право личности на определение и указание национальной принадлежности, что станет важнейшей гарантией и элементом правового содействия реализации данного конституционного права.

Одновременно необходимо помнить, что важнейшей задачей, которая стоит перед законодателем, заключается в том, чтобы максимально гарантировать равенство всех перед законом и невозможность трансформации права на национальное самоопределение в обязанность, которая может стать катализатором социальной дифференциации.

Литература:

  1. Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.
  2. Конституция Российской Федерации, принята всенародным анием 12 декабря 1993 года.
  3. Федеральный закон от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».
  4. Федеральным законом от 25 января 2002 года «О всероссийской переписи населения».
  5. Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации».
  6. Постановление Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года № 677 «О паспортной системе в СССР».
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».

Основные термины(генерируются автоматически): национальная принадлежность, Российская Федерация, гражданское состояние, национальное самоопределение, паспорт гражданина, указание, национальность, гражданин, лицо, реализация.

Источник: https://moluch.ru/archive/241/55493/

Конституция РФ. Статья 26. О национальности и родном языке. Текст статьи +

Указание своей национальности

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Комментарий.

Часть 1 – о праве определять и указывать свою национальность. Никого не могут принудить делать это помимо воли.

Gринадлежность человека к определенной нации как исторически сложившейся устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры, не тождественна значению понятия «национальная принадлежность» в его конституционно-правовом смысле.

Каждый из составляющих многонациональный народ РФ индивидуумов имеет свою национальность (принадлежит к национальности) и может — в соответствии с конституционно признанными возможностями — ее определять и указывать.

Возможности человека, связанные с определением и указанием своей национальной принадлежности, свидетельствует о вариантах такого выбора.

В советский период в документах указание  национальности было обязательным.

В современной РФ даже в паспорте национальность не указывается.

ебенок Ребёнок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, учет же мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Это относится и к определению национальности в семье, в которой родители – представители разных национальностей.

С юридической точки зрения определение национальной принадлежности не влечет каких-либо правовых последствий, так как Конституция (ст. 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы и национальности

Часть 2 – о праве пользоваться родным языком, о праве выбора языка при  общении, воспитании, обучении и творчестве.

Язык — важнейшее средство человеческого общения, неотъемлемый элемент любой этнической общности, ее культуры, основная форма проявления национального и личностного самосознания.

Конституция, гарантируя сохранение и равноправие языков народов России, их самобытное развитие, признает в ч. 2  статьи закрепляет два взаимосвязанных, но различных конституционных права человека и гражданина:

  • право на пользование родным языком;
  • право на свободный выбор языка общения, воспитания, образования и творчества.

Сочетание «родной язык»имеет два значения:

  • родной язык- это язык родителей, определяемый их национальной принадлежностью.
  • значение понятия «родной язык» связано с местом рождения, это язык своей родины — родной страны, язык, на котором говорят и думают с детства.

Недопустимо воспрепятствовать лицу пользоваться в любых ситуациях и отношениях тем языком, который он указывает в качестве родного.

25 октября 1991 г. был принят «О языках народов Российской Федерации» , в котором конкретизируются государственные гарантии равноправия языков народов России, прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения.

Не устанавливается никаких правовых норм использования языков народов России в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных, религиозных объединений.

Закон гарантирует гражданам, не владеющим государственным языком России или республики, право выступать на заседании, совещании, собрании в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях на том языке, которым они владеют. В случае необходимости должен обеспечиваться соответствующий перевод.

На государственном, родном или любом другом языке народов России, которым владеет гражданин, он вправе обращаться в государственные органы, организации, на предприятия и в учреждения Российской Федерации с предложениями, заявлениями, жалобами. Ответы на них должны даваться на языке обращения, а при отсутствии такой возможности — на государственном языке России.

Право на свободное пользование родным языком очень важно для развития национального самосознания личности, сохранения самобытной культуры этнической общности, упрочения этнических связей.

В то же время существенное значение имеет овладение языками других народов, прежде всего русским языком, который является не только государственным языком Российской Федерации, но прежде всего добровольно принятым народами России средством межнационального общения.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D1%84-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F-26-%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE/

Статья 26 Конституции Российской Федерации

Указание своей национальности

Последняя редакция Статьи 26 Конституции РФ гласит:

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Комментарий к Ст. 26 КРФ

1. Национальность – это принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни. В ч. 1 комментируемой статьи признается прежде всего право каждого свободно определять и по собственному усмотрению указывать или не указывать свою национальную принадлежность.

https://www.youtube.com/watch?v=T79dhsYf7EM

В основе национальной самоидентификации личности лежит, однако, не просто желание быть лицом определенной национальности, а осознание своей принадлежности к определенной этнической общности, к людям, духовно связанным общим языком, культурой и т.д.

При этом самоидентификация не обязательно будет определяться этническим происхождением – национальностью родителей, хотя обычно именно с ней связано восприятие своей национальной принадлежности как в однонациональной семье, так и в смешанной, где выбирается национальность одного из родителей.

Тем не менее человек в силу жизненных обстоятельств может оказаться в иной национально-культурной и языковой среде, получить в ней воспитание и развитие, воспринять язык, национальную культуру, психологию другой этнической общности, осознать свою принадлежность к ней.

И, по смыслу Конституции, человек вправе определить свою национальную принадлежность независимо от этнического происхождения.

В прежние времена, как устанавливалось, например, Положением о паспортной системе в СССР 1974 г., национальная принадлежность человека определялась по национальности родителей, указанной в их паспортах.

Если родители имели разную национальность, то при выдаче впервые паспорта по достижении 16 лет человек сам определял, какую из них записать в паспорт. В дальнейшем запись о национальности изменению не подлежала.

Графа “Национальность” являлась непременным атрибутом также всякого рода анкет, иных учетных документов.

В настоящее время запрещено какое-либо принуждение к определению своей национальной принадлежности или указанию ее в документах, при опросах и т.д. Графа “Национальность” изъята из анкет, других учетных документов. Если же она где-то и встречается, то гражданин не обязан ее заполнять. Такая графа не предусматривается и в новом паспорте гражданина Российской Федерации.

С юридической точки зрения определение национальной принадлежности не влечет каких-либо правовых последствий, ибо Конституция (ст.

19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы и национальности.

УК предусматривает уголовную ответственность за нарушение равенства прав и свобод в зависимости от расы и национальности граждан как проявление дискриминации (ст. 136).

Конституционное закрепление национального равноправия граждан не отрицает важности для каждого человека его национальной принадлежности, формирования в обществе уважительного отношения к самобытной культуре, национальному языку, своеобразию быта, прогрессивным обычаям и традициям людей любой нации и народности, искоренения националистических предрассудков.

2. Язык – важнейшее средство человеческого общения, неотъемлемый элемент любой этнической общности, ее культуры, основная форма проявления национального и личностного самосознания.

Конституция, гарантируя сохранение и равноправие языков народов России, их самобытное развитие, признает в ч. 2 комментируемой статьи прежде всего право каждого на пользование родным языком.

Родным является обычно язык этнической общности, к которой принадлежит индивид. Однако, судя по данным переписей населения, не единичны случаи, когда люди считают родным язык других этнических общностей.

Конституция признает также право каждого на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Конституционные гарантии прав личности в языковой сфере, предусмотренные в ч.

2 комментируемой статьи, необходимо рассматривать в единстве с другими конституционными положениями: о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от языка (ч. 2 ст.

19), о праве республик устанавливать свои государственные языки, о гарантировании всем народам России права на сохранение родного языка (ст. 68).

Основным федеральным актом, конкретизирующим государственные гарантии равноправия языков народов России, прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения, является Закон от 25 октября 1991 г. “О языках народов Российской Федерации” (в ред. от 11 декабря 2002 г.). Его нормы распространяются на российских граждан и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства.


Существенной особенностью правовой регламентации в сфере языкового общения является то, что не устанавливается никаких правовых норм использования языков народов России в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных, религиозных объединений. Это одна из конкретных гарантий действительно свободного выбора языка общения.

Статья 5 Закона о языках устанавливает, что государство гарантирует гражданам Российской Федерации осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав вне зависимости от их знания какого-либо языка. Знание или незнание языка не может служить основанием для ограничения языковых прав граждан.

Этим положениям Закона, а также установлениям ФЗ от 12 июня 2002 г. “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” о праве избирать, быть избранным и участвовать в референдуме независимо от национальности и языка (п. 2 ст.

4), принципу федеральной Конституции о равноправии граждан независимо от национальности и языка противоречили положения конституций и законов ряда республик, которые обуславливали право быть избранным, например, высшим должностным лицом республики обязательным владением наряду с русским языком и языком титульной нации.

Закон о языках гарантирует гражданам, не владеющим государственным языком России или республики, право выступать на заседании, совещании, собрании в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях на том языке, которым они владеют. В случае необходимости должен обеспечиваться соответствующий перевод.

На государственном, родном или любом другом языке народов России, которым владеет гражданин, он вправе обращаться в государственные органы, организации, на предприятия и в учреждения Российской Федерации с предложениями, заявлениями, жалобами.

Ответы на них должны даваться на языке обращения, а при отсутствии такой возможности – на государственном языке России (ст. 15 Закона).

Возможность пользоваться услугами переводчика в процессуальных действиях, а также право выступать и давать объяснения в суде на родном языке гарантируются лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство и делопроизводство в органах правосудия или производство по делам в правоохранительных органах. Эти положения Закона конкретизированы в процессуальном законодательстве – УПК, ГПК, АПК, КоАП, а применительно к конституционному судопроизводству – в ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”. В Постановлении Пленума Верховного Суда от 31 октября 1995 г. “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия” особо подчеркнуто, что в силу ч. 2 анализируемой статьи суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать в суде на родном языке (Бюллетень ВС РФ. 1996. N 1. С. 5).

Закон о языках запрещает языковую дискриминацию и в сфере обслуживания и коммерческой деятельности. Отказ в обслуживании граждан под предлогом незнания языка недопустим и влечет за собой ответственность согласно законодательству (ст. 22).

Осуществление права свободного выбора языка воспитания и обучения объективно ограничено имеющейся системой образовательных учреждений, но на государстве лежит обязанность ее развивать.

Право выбора образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям или лицам, их заменяющим. Закон о языках гарантирует гражданам России право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Право на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также созданием условий для их функционирования.

Гражданам, проживающим за пределами своих национально-государственных и национально-территориальных образований, а также не имеющим таковых, представителям малочисленных народов и этнических групп государство оказывает содействие в организации различных форм воспитания и обучения на родном языке независимо от их количества и в соответствии с их потребностями (ст. 9 Закона). Аналогичные гарантии предусматривают также Закон “Об образовании” (ст. 6), ФЗ “О национально-культурной автономии”.

Право на свободное пользование родным языком очень важно для развития национального самосознания личности, сохранения самобытной культуры этнической общности, упрочения этнических связей.

В то же время для расширения доступа личности к ценностям отечественной и мировой культуры, духовного обогащения существенное значение имеет овладение языками других народов, прежде всего русским языком, который является не только государственным языком Российской Федерации, но прежде всего добровольно принятым народами России средством межнационального общения.

Рассматривая в Постановлении от 16 ноября 2004 г.

N 16-П положение законов Республики Татарстан, согласно которым татарский и русский языки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования Республики изучаются в равных объемах, Конституционный Суд признал его не противоречащим Конституции, имея в виду следующее: по своему конституционно-правовому смыслу оно предполагает, что изучение языка титульной нации должно осуществляться в соответствии с установленными законодательством РФ федеральными государственными образовательными стандартами и не препятствовать прохождению итоговой аттестации, выдаче документа о получении основного общего образования и получению образования более высокого уровня.

В противном случае – имея в виду неравные требования, предъявляемые в различных республиках к изучению государственных языков, – не исключаются не только негативные последствия для преемственности обучения в едином федеральном образовательном пространстве, но и нарушения принципа равенства в осуществлении конституционного права на образование, а также права на получение основного общего образования на родном языке, гарантией общедоступности основного общего образования и равного объема обязанностей, выполнение которых необходимо для его получения, и, кроме того, ограничение закрепленного частью 1 ст. 27 Конституции права на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства (СЗ РФ. 2004. N 47. ст. 4691).

Источник: http://ConstitutionRF.ru/rzd-1/gl-2/st-26-krf

Статья 26 Конституции России

Указание своей национальности

Текст Ст. 26 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Комментарий к Ст. 26 Конституции Российской Федерации

1. Важным критерием свободы личности является предоставляемая и гарантируемая законом возможность ее самоидентификации. В соответствии с ч. 1 ст. 26 Конституции РФ за каждым в Российской Федерации закрепляется право определять и указывать свою национальную принадлежность.

В то же время никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Действующая российская практика пошла именно в этом направлении. Так, во время всероссийской переписи в 2002 г.

в России впервые была применена общемировая практика самоидентификации, человек получил возможность добровольно самоопределиться в национальной (этнической) принадлежности. В результате вместо 126 национальностей на территории России было зафиксировано 176 этнических групп и народов.

Были обнаружены новые малые народности Алтая, Дагестана, Удмуртии, Татарстана и др.*(112)

В основе национальной самоидентификации личности лежит не просто желание быть лицом определенной национальности, а осознание своей принадлежности к определенной этнической общности по причине духовной связи общим языком, культурой.

При этом самоидентификация не обязательно должна определяться чисто этно-национальным происхождением, т.е. национальностью родителей.

Безусловно, это доминирующий фактор, и именно с ним обычно связано восприятие национальной принадлежности как в однонациональной семье, так и в смешанной, где выбирается национальность одного из родителей.

Тем не менее человек в силу жизненных обстоятельств может оказаться в иной национально-культурной и языковой среде, получить в ней воспитание и развитие, воспринять язык, национальную культуру, психологию другой этнической общности, осознать свою принадлежность к ней. И по смыслу Конституции РФ человек вправе определить свою национальную принадлежность независимо от этно-национального происхождения.

С юридической точки зрения определение национальной принадлежности не влечет за собой каких-либо правовых последствий, ибо национальность не может служить основанием для предоставления лицу каких-либо особых привилегий. Конституция РФ (ст.

19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы и национальности. Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение равенства прав и свобод в зависимости от расы и национальности граждан (ст. 136).

В то же время значение национальной принадлежности человека не следует недооценивать.

Право на сохранение и развитие национально-культурных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народов и отдельной личности, провозглашенных в международно-правовых актах и национальном законодательстве государств.

2. Часть 2 ст. 26 Конституции РФ закрепляет за каждым право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Язык — важнейшее средство человеческого общения, неотъемлемый элемент любой этнической общности, ее культуры, основная форма проявления национального и личностного самосознания.

Конституция РФ, гарантируя сохранение и равноправие языков народов России, их самобытное развитие, признает прежде всего право каждого на пользование родным языком. Родным является обычно язык этнической общности, к которой принадлежит индивид. Однако, судя по данным переписей населения, не единичны случаи, когда люди считают родным язык других этнических общностей.

Конституционные гарантии прав личности в языковой сфере, предусмотренные в ч. 2 ст.

26 Конституции РФ, необходимо рассматривать в единстве с другими конституционными положениями — о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от языка (ч. 2 ст.

19), о праве республик устанавливать свои государственные языки и о гарантировании всем народам России права на сохранение родного языка (ст. 68).

Основным законом, конкретизирующим гарантии равноправия языков народов России, прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения, является Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.)*(113).

Существенной особенностью правовой регламентации в сфере языкового общения является то, что не устанавливается никаких правовых норм использования языков народов России в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных, религиозных объединений. Это одна из конкретных гарантий действительно свободного выбора языка общения.

Человек может пользоваться своим языком, где бы он ни находился, имеет равные языковые права независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.

Многосторонние связи между различными частями многонационального российского государства, миграция населения и иные факторы интернационализации требуют обеспечить возможность каждому человеку, проживающему в России, свободно использовать не только свой язык, но и любой другой, которым он владеет.

В государстве, заботящемся о личности и ее интересах, не должно быть никаких препятствий, ограничений и привилегий по языковому признаку. Никто не вправе навязывать человеку использование того или иного языка помимо его воли.

Нарушение языковых прав народов и личности влечет за собой ответственность согласно федеральному закону.

Источник: http://konstRF.ru/26

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.